Мальчик с девочкой читают книгу

Половое воспитание дошкольников

Главное в психическом развитии дошкольника — стремление узнавать новое и стремление к общению. Ребенок познает мир, сравнивая предметы, трогая их, занимаясь с ними. Подражая событиям, он постигает их. Уже с младенчества ребенок начинает понимать простые желания взрослых, улавливает их настроения по интонации и мимике. Ему знакомы радость, любовь, гнев, страх, удивление, отвращение, любопытство. Появляются зачатки и более сложных чувств: ревности, дружбы, сострадания, стыда. Эти пока еще неустойчивые и поверхностные, но яркие и сильные переживания почти полностью определяют поведение, в котором уже к двум годам достаточно проявляется индивидуальность ребенка. Слова и поведение взрослых сдерживают или поощряют его реакции, направляя переход от конкретного мышления к абстрактному, к представлениям, возникающим из наблюдений, и затем к оперированию словами и мыслями, знаками и символами (рисование, чтение и письмо, счет).

Одновременно с осознанием своего «Я» идет первичная половая идентификация. Формируется не только вообще «Я», но всегда «Я» мальчика или девочки. Между ребенком и родителями устанавливаются отношения, зависящие от пола ребенка и его положения в семье. Малыш воспринимает роли, которые играют отец и мать, имитирует их и отождествляет себя с одним из родителей. Ребенок сам хочет играть ту роль, которая для него наиболее привлекательна, — роль родителя своего пола.

Мама для младенца — основной источник чувственных и других ощущений, источник удовлетворения потребностей ребенка, посредник между ребенком и раздражителями внешней среды. Направленное индивидуализированное отношение к матери устанавливается постепенно. Этот процесс начинается с 5-6 месяцев и в конечном итоге должен привести к установлению отношений с окружающим миром через ряд этапов: общее представление о матери, активное узнавание ее, активное узнавание посторонних, беспокойство в присутствии посторонних, чувство близости и доверия. В возрасте 5-7 лет у детей начинается некоторое ослабление привязанности к родителям. В этом проявляется подготовка к более самостоятельной жизни.

Ребенок, не испытавший материнского тепла в младенчестве или позже разочарованный в своей привязанности к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает страх, тревогу. Он может находить утешение в собственном теле — раскачиваться, сосать палец, кусать губы, раздражать гениталии. Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в прошлом людей с дефектами психоэмоционального развития, садизмом.

Вместе с тем некоторые родители, чрезмерно ласковые в силу особенностей своей личности или одностороннего понимания вреда от недостаточного ухода, постоянно держат ребенка на руках, ласкают его, целуют в разные места тела, кладут с собой в постель. Эта сверхласковость, порождающая раннюю эрогенную стимуляцию и «закормленность» любовью, неблагоприятно сказывается на личностном и сексуальном развитии.

Роль отца имеет свои специфические особенности. Роль отца как главы семьи — это роль старшего, более опытного и мудрого товарища и друга детей. Он не строже матери, но в большей, чем она, степени уравновешен. Его роль может быть оценена как стабилизирующая. В повседневной жизни это выражается в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий, большей сдержанности в проявлении чувств. Именно в этой психической уравновешенности скрыты важнейшие пути воздействия на формирование психики и личности детей. Поведение отца представляет ребенку мужскую позицию, в которой главное внимание уделяется поступкам. Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому, «как», то отец — тому, «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то».

Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и таким образом отрицательно влияют на личностное становление уже своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком, о мужественности в сугубо кулачном смысле. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше возможностей стать психопатами, лишенными угрызений совести. Такие мальчики часто менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, более робки. Воспитанные без отцов девочки менее успешно формируют представления о мужественности, у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, то есть исполнять роль жены, матери.

При эмоционально-сдержанном, требовательно-властном отношении матери и ласковом, разрешающем — отца девочки часто обнаруживают мужской тип поведения. Мальчики, воспитанные в таких условиях, впоследствии склонны к женскому поведению. Нередко родители, желавшие иметь мальчика, воспитывают родившуюся девочку, как мальчика (или наоборот —-мальчика, как девочку). В результате ребенок может принять навязываемый, не свойственный его полу стиль поведения, нарушающий жизненную и семейную адаптацию. Имея желанного мальчика, родители могут предъявлять к нему «сверхмужские» требования, постоянное несоответствие которым приводит ребенка к чувству несостоятельности, нарушению формирования половой роли, пассивности, зависимости.

Поведение взрослых и их отношение к детям не всегда соответствуют элементарным требованиям полового воспитания. Иногда дети могут наблюдать интимные отношения, ласки, поцелуи, одевание и раздевание взрослых, слышать циничные разговоры старших.

В то время как у одних родителей отмечается чрезмерность проявления своих чувств к детям, другие обвиняют себя в недостаточной теплоте. Часть детей воспитывается без достаточного учета их половой принадлежности или даже как дети противоположного пола. Еще не исчезли из быта физические наказания и запугивания. Детей пугают доктором и милиционером, дядей и тетей, школой и чердаком, сказочными персонажами и животными, угрозами отрезать руки или половые органы (нередко для вящей убедительности держа в руках большие ножницы).

Онанизм до 7 лет отмечен среди опрошенной молодежи у 2,5 % юношей и 5 % девочек. По сведениям родителей, 5 %, а по сведениям воспитателей детских учреждений, 11 % детей этого возраста мастурбируют. Педагоги сообщают, что дети мастурбируют руками, предметами, сжимая бедра, катаясь верхом, ерзая на животе. Иногда дети подглядывают за обнаженными сверстниками и взрослыми, за мочеиспусканием и дефекацией, за интимными сторонами жизни взрослых.

Игры детей со взаимным раздеванием отмечают родители 50 % детей. Среди проявлений, близких к сексуальным, надо отметить сквернословие, интерес к неприличным словам, песням, рисункам, хотя они могут иметь значение и средства привлечения к себе внимания, самоутверждения либо просто являются повторением слышанного. Матери считают, что таких детей среди дошкольников около 5 %, воспитатели — что около 10 %.

Данные опросов в равной мере опровергают и представления об асексуальности детей до 7 лет, и представления Фрейда об их всепроникающей, драматичной эротичности. В ранние годы в самой сексуальности нет ничего патологического, не следует непременно видеть в ней врага, с которым во что бы то ни стало нужно вступать в борьбу.

Те или иные выраженные проявления детской сексуальности являются чаще всего не столько результатом воспитания (в обычно понимаемом родителями смысле физического ухода и надзора), сколько следствием эмоционального напряжения в связи с нарушенными межличностными отношениями в семье. Безусловно, эти симптомы скорее проявятся, если ребенок истощен и ослаблен, страдает частыми или хроническими заболеваниями, перенес органическое поражение мозга.

Чрезмерная боязнь переохлаждения, излишнее укутывание не только снижают сопротивляемость организма. Тесная одежда, обильное потоотделение создают условия для раздражения гениталий. Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но и перекармливание, благодаря переполнению кровью тазовых органов, могут приводить к напряжению в них и ранней стимуляции сексуальности.

Определенных условий требует и сон детей. Ребенок должен спать в своей постели: пребывание в постели со старшими может способствовать раннему появлению полового чувства. Постель не должна быть слишком мягкой и теплой. Ночная одежда должна быть свободной и легкой. Это особенно касается мальчиков, которым нередко, стремясь избежать раздражения гениталий, надевают тесные трусики, добиваясь этим прямо противоположного эффекта. Шумные, бурные игры перед сном, просмотр эмоционально-заряженных, а тем более «взрослых» телепередач возбуждают ребенка, и он может в попытках заснуть, искать успокоения и удовлетворения в ощущениях от собственного тела (сосать палец, трогать гениталии и т. д.). Чрезмерные нежности перед сном, ласки, многочисленные поцелуи, особенно области живота, бедер, спины и других эрогенных зон, приводят к избыточной сексуальной стимуляции.

Обучение ребенка навыкам опрятности следует начинать в 1-2 года. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, раньше приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи, чем мальчики. Примерно с 1 года желательно начать знакомить ребенка с местом, где он будет оправляться, с горшком. Некоторые специалисты советуют родителям для облегчения приобретения навыков позволять детям присутствовать при мочеиспускании и дефекации более старших детей того же пола. Если высаживание на горшок производится в дружелюбной форме, без понуканий и наказаний, а положительные результаты поощряются одобрением взрослых, этот процесс происходит без осложнений.

Когда ребенок уже освоил эти навыки, приходится следить за тем, чтобы он не засиживался на горшке, так как это может сопровождаться рассматриванием гениталий и игрой с ними, а порой и так называемым «детским онанизмом».

Естественное, спокойное отношение к телесным отправлениям — один из самых действенных подходов. Отношение родителей к своему телу во многом определяет нюансы их поведения, которые вне зависимости от намерений являются средствами воспитания. Нередко возникает вопрос о допустимости частичного или полного обнажения родителей в присутствии детей. Некоторые психологи считают, что при определенных условиях обнаженность не вызывает ненужных помыслов, и рекомендуют совместные физкультурные занятия и игры обнаженных взрослых и детей, ссылаясь на лучшие стороны современного движения за свободную телесную культуру. Однако при попытке обнажиться перед ребенком в первую очередь, как правило, смущаются сами родители, и как раз их чувство неловкости вызывает у ребенка ощущение запретности, сенсационности увиденного и усиливает любопытство. Нельзя не учитывать и того, что на некоторых маленьких мальчиков вид обнаженной матери может действовать возбуждающе, а вид обнаженного отца может вызывать ощущение своего несовершенства, страх и чувство вины. Аналогичные реакции могут быть и у девочек. И все же случайное присутствие детей при обнаженных взрослых не должно вызывать у последних смущения, чувства постыдности случившегося. Лишь в этом случае ребенок воспримет увиденное спокойно, как нечто само собой разумеющееся. Понимание сущности психосексуального развития и чувство меры должны помочь родителям найти тот оптимальный способ поведения, при котором ребенок сможет постепенно и без особых потрясений воспринимать чужое и свое тело естественным образом.

Точные рецепты такого поведения давать трудно, каждая семья определяет свою форму полового воспитания детей. Важно, чтобы поведение родителей было оправдано ситуацией. Неуместно расхаживать по квартире обнаженному отцу, но нечего стесняться, моясь с сыном в бане. Нет ничего предосудительного в том, чтобы раздеться в присутствии ребенка противоположного пола, если к этому принуждают обстоятельства, но вести себя следует в соответствии с принятыми культурными нормами: попросить на минуточку отвернуться, не подчеркивая исключительности просьбы.

Современная культура предполагает довольно свободное отношение к обнаженному телу. На пляже мы появляемся в купальных костюмах, почему же в семье должны быть более строгие нравы? Ведь ребенок, не удовлетворив в достаточной мере своего любопытства в домашней обстановке, оказавшись на пляже, будет обращать излишнее внимание на каждого дядю и тетю в купальнике.

По мере взросления дошкольники начинают испытывать неловкость при обнажении перед другими людьми — членами семьи и посторонними. Дети имеют право на уважение к их интимности, с тем чтобы воспитать у них уважение к интимности других. При этом нет никакой нужды подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела.

Родителей нередко тревожат опасения, что вид обнаженного тела всегда стимулирует нездоровый сексуальный интерес. В действительности же этот интерес сопровождается обычно другими влияниями, в том числе совращающими играми и беседами с более старшими детьми, особенно если ребенок не получил в семье необходимых по объему и эмоциональной тональности сведений.

Некоторые психологи указывают на возможность неизгладимых впечатлений и опасных последствий для ребенка, если он случайно оказывается свидетелем интимных отношений родителей. Действительно, даже находясь в отдельной комнате, ребенок может услышать неясные для него шумы и звуки. Однако дети реагируют на это неодинаково. Одни стараются заснуть, не пытаясь разобраться в происходящем. Как правило, в последующем они забывают о впечатлениях ночи, и в этих случаях не приходится говорить ни о каких вредных последствиях «неосторожности» родителей. Другие дети, взволнованные непонятностью происходящего, вскакивают и бегут к родителям. Увиденное воспринимается ими как агрессия со стороны отца, они переживают за мать и боятся потерять ее. Старшие дошкольники, особенно из числа просвещенных «знающими» сверстниками, могут догадаться о «постыдности» происходящего. К беспокойству за благополучие матери присоединятся обида и разочарование в «непогрешимости» родителей. В связи с этим эмоциональное напряжение ребенка может достигнуть большого накала, и увиденная сцена запомнится на долгое время.

Реакция ребенка, обнаружившего интимные отношения родителей, решающим образом зависит от семейной атмосферы. В семьях, где царит пуританская борьба за чистоту нравов, резко осуждаются и жестоко подавляются даже намеки на любые проявления сексуальности со стороны взрослых и тем более ребенка (например, суровое наказание за «подозрительное» положение рук в карманах), дети наиболее чувствительны к увиденному в спальне родителей. Они не смогут простить родителям сокрытие «постыдных» действий, за элементарные проявления которых родители их так тяжело наказывают. Скорее всего, именно у таких детей надолго сохранится эмоциональное потрясение, связанное с ним плохое настроение, могут возникнуть нарушения поведения и негативное отношение к родителям.

Желательно, чтобы в последующем поведении родителей не было проявлений чувства вины, недовольства ребенком, его порицания и осуждения. Ровные и спокойные отношения заботящихся друг о друге взрослых помогут ребенку отнестись к увиденному с меньшим эмоциональным напряжением. Прямых вопросов о произошедшем дети родителям обычно не задают. Если они будут заданы, то позже, не всегда в прямой форме и не всегда родителям. Но лучше всего, разумеется, исключить возможность того, чтобы дети могли стать свидетелями половой близости.

Вполне естественно, что родители не могут оставаться равнодушными к ранним проявлениям сексуальности у детей. Многие интуитивно улавливают связь этих проявлений, например онанизма, с нарушенными отношениями в семье. Это, однако, не уменьшает их опасений за ребенка, а иногда вызывает подавленность за счет ощущения собственной вины и неумения найти выход из ситуации. Предпочтительно поэтому выносить вопрос о ранних сексуальных проявлениях на рассмотрение врача, что, однако, не избавляет родителей от необходимости соблюдения ряда обязательных условий. Всякая фиксация внимания ребенка на его сексуальности должна быть исключена, Наказания за сексуальные проявления недопустимы, ибо они способствуют отношению к сексуальности как явлению постыдному и наказуемому, что может сказываться на всей последующей жизни.

Родителям следует знать и о необходимости уменьшить стимулирующие сексуальность влияния, провести при необходимости лечение от остриц и не допускать запоров, а у детей-аллергиков проводить противоаллергическое лечение. В случаях, когда сексуальные проявления являются симптомом нервно-психических проблем (это устанавливает врач), показано лечение в зависимости от особенностей расстройства. Если детский онанизм принимает упорный, затяжной характер, показано применение специальных психотерапевтических методик. Главное условие их успешности — создание взаимопонимания и доверия, нормализация отношений детей и родителей. Правильное поведение родителей при эпизодических сексуальных проявлениях у детей, как правило, предотвращает дальнейшее их развитие в сторону углубления нарушений.

Дифференцированное отношение к полу складывается в дошкольном возрасте. Какова же фактическая осведомленность дошкольников в вопросах пола?

По мнению специалистов, дети к 2,5-3 годам должны знать о различии мужских и женских гениталий. Опрос матерей показал, что 52 % детей этого возраста задают родителям соответствующие вопросы. Приходится предполагать, что остальные получают такую информацию позже и вне семьи. Действительно, лишь 10 % юношей и 20 % девушек источником этой информации назвали родителей, тогда как 80 % и 65 % соответственно — старших детей и сверстников. О своих половых отличиях дети, как правило, узнавали без значительных переживаний, за исключением 20 % мальчиков и 10 % девочек.

Запаздывает и приобретение сведений о деторождении: к 7 годам о родовом акте знают только 28 % мальчиков и 15 % девочек. Эти сведения должны быть в 5-7 лет известны всем детям. Примерно 60 % матерей сообщили, что дети задают вопросы о своем рождении. Но большинство опрошенной молодежи не называет родителей в качестве источников информации об этом. Мальчики относятся к сведениям о родах спокойно, у 1/4 девочек они вызывают недоверие, волнение и удивление.

О роли отца в рождении ребенка к 7 годам знает только 1 из 5 мальчиков и 1 из 10 девочек, хотя к 6-8 годам все дети должны знать об этом. В семье эти сведения получает треть девочек и около шестой части мальчиков. Матери указывают, что дети обращаются к ним с этим вопросом редко.

Понятие о беременности в дошкольном возрасте имеют 25 % мальчиков и 17 % девочек. Родители информируют об этом девочек вдвое чаще, чем мальчиков. По сведениям родителей, лишь 13 % детей до 7 лет спрашивают об этом. Примерно четверть девочек и пятая часть мальчиков сведения о беременности воспринимают с волнением.

О половом акте к 7 годам знают пятая часть мальчиков и десятая часть девочек. О нем никто из детей не информируется родителями. Более 60 % мальчиков и свыше 40 % девочек узнали об этом из наблюдений за животными и людьми. Родители не припомнили детских вопросов о сути половых контактов. Для трети девочек и четвертой части мальчиков первое столкновение с понятием о половом акте носит характер потрясения.

Из всех аспектов полового воспитания детей дошкольного возраста родителям в первую очередь следует обратить внимание на обучение гигиеническим навыкам, не допускать раздражения эрогенных зон, отказаться от сказочных разъяснений, организовать рациональный режим дня и питания.

В обучении навыкам опрятности сказывается одно из первых различий в воспитании мальчиков и девочек. Эти навыки должны быть дифференцированы по полу. Мальчики часто не хотят мочиться стоя, и это тревожит родителей. Для того-чтобы избежать в таких случаях появления у ребенка чувства неполноценности при встречах со сверстниками, иногда приходится использовать пример старших.

На втором-третьем году жизни ребенок изучает свое тело при купании. Если рассматривание сочетается с ощупыванием своих гениталий, то дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение предупреждает фиксацию ребенка на таких манипуляциях. Но вообще, несмотря на очевидную полезность гигиенических мероприятий, как уже указывалось, они не исчерпывают проблемы полового воспитания, которое — подчеркнем еще раз — есть воспитание нравственное. Обязательным условием полового, как и всякого, воспитания являются благоприятный психологический климат в семье, отношения партнерства, привязанности и доверия между самими взрослыми и между взрослыми и детьми. В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один его вопрос не оставят без ответа.

Нередко приходится слышать от взрослых: он еще маленький, не понимает. Действительно, часто не понимает, но всегда пытается и стремится понять. Сначала — интонации и мимику, потом — слова, а к третьему году — все, с чем сталкивается. Воспринимая даже не очень для него ясную информацию, ребенок накапливает тот необходимый опыт, который становится основой для дальнейшего понимания. Безусловно, невозможно держать ребенка «под колпаком». Это и не нужно. Но следует всегда иметь в виду, что ребенок слушает и слышит, пытается понять и начинает понимать. Необходимо помнить об этом, если вы обсуждаете при ребенке его достоинства и недостатки, его привязанности, а иногда и детскую влюбленность.

С особой остротой встает вопрос о воспитании мужественности и женственности у детей, чем-либо (красотой, умом, ростом, творческими способностями) выделяющихся среди сверстников в ту или иную сторону. В таких случаях необходим особый подход. Все дети должны, благодаря соответствующему воспитанию, освоить представление о человеке, не игнорирующее его достоинства или недостатки. Нельзя заставить красивого ребенка чувствовать себя по красоте равным некрасивому, и наоборот. Но усилия родителей должны быть направлены на то, чтобы каждый ребенок, какими бы достоинствами или недостатками он ни обладал, чувствовал бы себя равным среди равных в коллективе сверстников.

В противном случае мы видим холодных и бездушных красавиц, уверенных, что вся женственность в красоте, и женщин, подавленных своим несоответствием идеалу красоты, либо мужчин и женщин, полагающих, что мужественность — синоним физической силы, и т. д. Усилия родителей должны способствовать становлению мужественности и женственности у так называемых «средних», ничем особым не выделяющихся детей. Нередко именно у них формируется либо ущемляющее ощущение своей серенькой неприметности, либо тенденция к сверхкомпенсации, выражающаяся часто в крайних формах поведения, в том числе — специфически мужского и женского.

Половое воспитание должно начинаться с младенчества. Начинаясь с опозданием, оно является, по существу, перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно, если оно идет навстречу вопросам и проблемам ребенка, помогает ему в их разрешении и преодолении. Только такое воспитание формирует гармоничную личность.

Оставить комментарий