Девочка идет по дороге

Свобода шаг за шагом

Времена меняются, и опасностей, особенно в больших городах, стало больше, чем тридцать лет назад. Но ведь всю жизнь не будешь водить ребенка за ручку. Когда же можно его отпустить одного? По мнению большинства психологов, не раньше, чем сойдутся вместе три предпосылки для такого решения.

Когда появится доверие к ребенку. То есть в какой-то момент родители понимают, что ребенок уже достаточно большой, чтобы прийти одному из школы или провести в одиночку вечер дома.

Во многом это показатель именно родительской психологической готовности дать ребенку самостоятельность. И зачастую именно родители не готовы доверять ребенку, а потому во дворе школы не только первоклашек, но и подростков встречают бабушки.
Значит, нужно переломить свой страх и свое недоверие к ребенку и отпустить его — в школу, в магазин, на улицу.

Когда ребенок докажет свою самостоятельность, именно на ней будет основываться ваше доверие к нему. Прежде чем давать сыну или дочке ключи от квартиры, вы должны быть уверены, что дети умеют открывать и закрывать замок. По большому счету, они также должны знать и уметь массу других вещей: самостоятельно переходить дорогу и пользоваться транспортом — если куда-то ездят одни, разговаривать по телефону с чужими людьми, если те звонят в ваше отсутствие, знать, куда звонить в экстренных случаях и что делать, если замок заклинило или ключи потерялись. Предусмотреть все возможные сценарии нереально, но некий общий алгоритм действий в экстренных ситуациях должен быть выработан.

Ребенок разбивает яичную скорлупу

Общепринятых норм, с какого возраста какую свободу предоставлять ребенку, нет. Но, как правило, первую возможность проводить во дворе время самостоятельно дети получают при поступлении в школу. Здесь невозможно дать общий совет, до какого возраста провожать ребенка в школу и встречать из нее. Это зависит от многих, в том числе и вышеизложенных, факторов. Большинство психологов и педагогов считают, что уже к пятому классу школьник должен уметь и в школу один ходить, и дома побыть, и в магазин его можно отправить. Если вы по-прежнему боитесь предоставить ему самостоятельность, задумайтесь, в чем дело: вы не доверяете ребенку или он и правда еще не готов к свободе? И то и другое не очень хорошо.

Вообще, сегодня гиперопека — это серьезная проблема. Конечно, родители боятся за детей, и эти страхи понятны и обоснованны. Но надо не просто бояться, а учить ребенка избегать опасных ситуаций. Эти правила в принципе просты и известны: не доверять чужим людям, не заходить с подозрительными личностями в подъезд и лифт, не открывать дверь чужим, не ходить в темноте по пустырям, соблюдать правила ПДД… Но, чтобы внушить эти правила ребенку, потребуется немало времени.

Постоянное общение на эти темы. Постепенное приучение: оставили на полчаса одного дома, на пятнадцать минут во дворе, отправили в магазин в соседнем доме, а сами в сторонке следите за ним. Но мы спешим, бежим по жизни, нам некогда заниматься таким обучением, в итоге многим проще держать ребенка у юбки, чем малыми дозами уже с нежного возраста давать ему свободу. Предоставляя ребенку определенную степень свободы, сразу приучайте его к ответственности за ее плоды. Если он один гуляет во дворе, у него должны быть часы и он должен четко соблюдать договоренность, во сколько вернется домой. Если приходит один из школы или поехал на занятия секции или к друзьям, у него должна быть привычка на уровне рефлекса — позвонить родителям, что он на месте.

Требуйте неукоснительного выполнения этих правил, это снимет многие проблемы в будущем!

Источник: Елена Бабичева / Домашняя энциклопедия №09-2014

Оставить комментарий