Игрушки и игры с мамой

Игрушки и игры

Для нормального развития ребенка необходимо стимулировать у него слуховые, зрительные, осязательные ощущения.

Новорожденный видит с первого дня, но фиксировать взор на каком-либо конкретном предмете или человеке неспособен. Обычно сосредоточенность взгляда возникает в конце первого-начале второго месяца: ребенок может остановить взор на лице матери, яркой игрушке, проследить недолго глазами за двигающейся вещью. На 2-м и особенно на 3-м месяце жизни малыш это делает дольше.

Для совершенствования зрительных реакций нужно уже в конце первого месяца вешать над кроваткой на расстоянии 70 см яркие игрушки, чтобы ребенок мог фиксировать на них взгляд.

К 2-3 месяцам малыш уже тянется к игрушкам, дотрагивается до них, поэтому их следует вешать на такой высоте, чтобы он мог касаться их ручками. В этом возрасте ему нужны погремушки, мелодично звучащие игрушки, «неваляшки». Не забывайте почаще мыть их! Кроме того, надо следить, чтобы они были не поломаны и безопасны. Нельзя вешать сразу много игрушек. Ребенок быстро к ним привыкает, и они перестают вызывать у него интерес. Пусть игрушек будет меньше, но они должны быть разнообразными, яркими. Время от времени их необходимо менять. Ребенок открывает для себя цвета и звуки. Погремушки должны быть большими и с широкой ручкой, так как их надо вкладывать в раскрытые кулачки, чтобы стимулировать снижение тонуса мышц-сгибателей.

К 3 месяцам звук начинает привлекать внимание ребенка к тому, что находится в руке. Это ускорит наступление момента, когда он свяжет то, что видят глаза, с тем, что делают руки. Погремушки могут быть с тремя, четырьмя, пятью разноцветными шарами. Можно подвешивать к кроватке или коляске гирлянды, резиновые моющиеся игрушки (скоро он каждую потянет в рот) или вертящиеся фигурки животных, птичек, рыбок и т. д. В этом возрасте он уже начинает отличать твердую игрушку от мягкой, тряпичную куклу — от пластмассовой погремушки и делает это очень забавно.

К 4 месяцам игрушки надо повесить так, чтобы их можно было отводить рукой в сторону, отталкивать от себя. Ребенок двигает руками, время от времени попадает по игрушке, она качается, издает звуки, и ребенок скоро заметит связь этого со своими движениями. Он глядит на предмет, потом на руку, поднимает ее, «измеряет» расстояние еще раз, и так будет до тех пор, пока он не дотронется до игрушки. Но схватить ее он пока не может: пальцы смыкаются прежде, чем он доведет руку до предмета.

В 4 месяца качающиеся игрушки не годятся — ребенок хочет ощупывать игрушку, и, если она откачнется, он сердится. Лучше всего с 4 месяцев прикрепить к кровати (манежу) перекладину, за которую он будет цепляться, пытаясь приподняться. Йгрушки в пределах досягаемости ребенка должны быть неопасными для него, их надо как следует прикрепить, чтобы малыш, ухватившись за желанную игрушку, не смог ее оторвать.

С 4 месяцев малыш учится пользоваться собственными руками: он щупает, царапает, тянет, опирается, бросает. Надо дать ему резиновые игрушки, которые пищат при надавливании, а также более сложные погремушки, издающие музыкальные звуки. Ребенок уже в состоянии фокусировать зрачки на предметах, расположенных почти на любом расстоянии от него; он может следить глазами за их передвижением практически в любом направлении. К 6 месяцам он будет сразу направлять руку к тому предмету, который ему нужен. Одновременно он научится брать его. Малышу нужно как можно больше тренироваться в этом, но родителям надо бцггь осторожными: как только ребенок сможет что-либо взять в руки, он обязательно потащит эту вещь в рот, поэтому все доступные ему предметы должны быть безопасными и чистыми. На данном этапе важнее всего смена впечатлений, калейдоскоп новых ощущений, а не добротные игрушки долговременного пользования. Поэтому можно пока не покупать игрушки, а обходиться безопасными предметами домашнего обихода.

Игра — это процесс познания, изучения внешнего мира, развития органов чувств, разума. Играя с ребенком, вы обучаете его. Необходимо учитывать скорость его реакции: она медленнее, чем у взрослого, и надо приспособиться к малышу. Если вы протянули ребенку игрушку, чтобы он взял ее, и, потеряв терпение, сами вложили ее ему в руку — вы помешали ребенку проявить себя, свои возможности. Подождите, дайте ему время самому ухватиться за игрушку, дайте ему время выполнить ту небольшую задачу, которую вы перед ним поставили.

Что же можно использовать для игры в этот период

  • Пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другую посуду.
  • Деревянные ложки любых размеров.
  • Маленькие алюминиевые кастрюльки и крышки к ним.
  • Пустые пластмассовые бутылки.
  • Пластмассовые банки с крышками (можно вложить туда шарики).
  • Бумагу разных размера и фактуры. Бумагу можно и нужно рвать и мять.
  • Материю разных фактуры и цвета.
  • Маленькие коробочки с крышками и без них.
  • Любые мячики — от пинг-понгового шарика или теннисного мяча до яблок, апельсинов или клубков ниток и т. д.

Надо обязательно знать особенности своего ребенка, его реакцию на то или другое, его характер. Один пятимесячный ребенок будет визжать от удовольствия, когда его подбрасывают на руках, другой испугается. Одному нравятся громкие звуки, другому — нет. Если громкие звуки пугают ребенка, не надо давать ему металлическую ложку, которой он будет стучать по кастрюле, — дайте деревянную ложку и пластмассовую коробку. Не предлагайте ему резиновых игрушек, которые пронзительно пищат, заклейте дырочку пластырем или липкой лентой, пока ребенок не захочет, чтобы любимая игрушка издавала звук. Постепенно вводите в игру новые элементы. С 5 до 6 месяцев младенцы особенно живо реагируют на новые предметы. Знакомые, уже изученные ими игрушки не вызывают теперь никакого интереса: ребенок полностью освоил их. Ему сейчас очень понравилась другая погремушка — похожая на предыдущую, но немного больше и другого цвета. Или другой лист бумаги — глянцевый, шуршащий совсем иначе; свисток с другим тоном издаваемого звука, чем прежний; пластиковая баночка от косметики, а не бутылочка, и т. д.

В процессе игры обязательно разговаривайте с ребенком, это очень важно — малышу не хватает общения с вами. Следует прислушиваться к ребенку и пытаться ответить ему, причем ответить вразумительно, словами, всякий раз, когда ребенок начинает лепетать, обращаясь к вам.

В этом возрасте ребенок способен заниматься лишь одной игрушкой, так что манеж, заваленный игрушками, приведет его в замешательство. Лучше всего он играет, когда вы положите перед ним одну-две игрушки и дадите ему некоторое время позаниматься с ними, пока они ему не наскучат, и тогда замените их новыми.

Если ребенок играет чем-то из кухонных принадлежностей и вы хотите получить их обратно, чтобы использовать для дела, то единственный способ избежать скандала — дать ему что-то взамен. Ребенок в этом возрасте еще не научился отдавать что-либо по собственному желанию, а если вы попробуете отнять у него силой, он будет яростно этому противиться. Поэтому воспользуйтесь его неспособностью заниматься одновременно двумя предметами: предложите ему ложку, и он отвлечется от кастрюли, которая вам как раз понадобилась.

С 7 месяцев и до конца года детям нужны мисочки, ведерки с вложенными в них совочками, кастрюльки с крышечками, кольца, куклы, животные, озвученные заводные игрушки (прочные, без острых углов). Нельзя давать ребенку мелкие игрушки, которые он может целиком взять в рот. С каждым днем поведение малыша во время бодрствования усложняется. Значительно расширяются возможности его действий с предметами, он уже различает их величину и форму, материал, из которого они сделаны, и т. д.

Раньше малыш игрушками только размахивал, постукивал, брал в рот. В 6 месяцев ребенок обхватывает предметы всей кистью, а поднимает их, складывая руку совочком. Крупные предметы он берет одновременно двумя руками, как будто его руки — щипцы. В 7-8 месяцев он начинает применять пальцы, когда ему надо взять какую-либо вещь. К 8-9 месяцам ребенок обучается управлять предплечьем и кистью. Он уже может «прощаться», помахав кистью; взяв колечко пирамиды, ребенок будет стараться просунуть в отверстие пальчик, водить им по вмятинам.

Одновременно с приобретением этих навыков малыш будет обучаться трудному искусству отпускать зажатый в руке предмет. Большинство девятимесячных малышей понимают, когда им говорят: «Дай мне». Ребенок протягивает предмет, но разжать пальцы ему удается не всегда. Если он так и сидит с вытянутой рукой, сжимая в ней игрушку, не думайте, что он хочет подразнить вас. Малыш, наверное, просто не знает, что нужно делать дальше. В то же время, если его рука с зажатой игрушкой лежит на столе и он чувствует под ней твердую поверхность — он легко расслабит пальцы. Теперь, когда он научился отпускать игрушки, его любимым занятием будет бросать их как можно дальше и как можно чаще, и вовсе не с целью досадить вам, а чтобы увидеть, куда они упали. В этом возрасте надо давать ребенку небьющиеся пластмассовые кубики, тряпичную куклу, плюшевого мишку, мячики.

Как сделать этот период менее утомительным для вас? Надо привязать маленькие игрушки на шерстяные нитки, игрушки побольше — на тонкие резинки. Выбрасывая игрушки, ребенок вдруг с радостью обнаружит, что их можно вернуть назад. Не привязывайте игрушки за веревки и ленточки — он может в них запутаться. Тонкая резинка или шерстяная нить легко рвется при минимальном натяжении. К концу первого года кроме умения бросать игрушки возникает желание и складывать их. Нужна коробка, куда кубики и мячики можно было бы складывать.

После 9 месяцев ребенок осмысливает назначение игрушек: мяч катает или бросает, из больших предметов вынимает более мелкие и так далее. Взрослый должен показывать малышу, что можно делать с игрушкой, сопровождая это словами. Показывая игрушку, обязательно называйте ее. Если вы просите о чем-нибудь («Дай ложечку», «Покажи, где мишка») и он правильно выполняет эту просьбу, значит, он сделал значительный шаг в своем психическом развитии — он вас понимает.

В 10-11 месяцев, когда движения рук ребенка становятся более координированными, учите его сначала разбирать, а затем и собирать пирамидку из крупных колец, накладывать 2-3 кубика один на другой. К концу года, если заниматься с ребенком, он может овладеть играми «Покорми кису», «Покачай лялю». В 11 месяцев малыш произносит первые слова-обозначения («мама», «дай», «ав-ав» и др.), к 12 месяцам произносит 10-12 слов.

Ему нравятся игрушки из мягкой резины, которые можно растягивать во все стороны, заводные игрушки. Во время купания хороши плавающие игрушки — рыбки, уточки, киты, лягушки.

С 1 года до 1,5 лет ребенок чувствует себя увереннее при ходьбе, когда толкает перед собой игрушку на колесиках: деревянную лошадку, тележку, музыкальное колесо. Сидя он складывает и вынимает кольца, стаканчики, матрешки, собирает и разбирает пирамидки. Это также возраст первых куличей из песка. Пора покупать формочки, ведро, лейку. Малыш любит катать мячик, бросать игрушки. Он старается куда-то залезть, пролезть и проползти. Но у детей, в отличие от животных, мало врожденных двигательных рефлексов. Подавляющее большинство двигательных навыков возникает у них в результате обучения. Нельзя постоянно ограждать ребенка от возможных падений, ушибов, ударов, постоянно водить за руку. Нельзя сдерживать естественную активность ребенка — без нее не будет вырабатываться хорошая координация движений. Следует думать и об одежде, чтобы она не мешала двигаться. И еще одно правило: занятия с ребенком должны доставлять ему удовольствие, тогда и успехи будут значительными.

Мир маленького ребенка — это мир «здесь и сейчас». Мир воображаемый ему недоступен. Он не в состоянии помнить свое вчера или планировать свое завтра. Его внимание поглощено реальными людьми, реальными вещами, тем, что он видит в данный момент. Разницы между игрой и познанием для ребенка не существует. Он учится в процессе жизни. Игрушки открывают и те стороны жизни, которые пока ему недоступны. Например, дети, живущие в городе, по игрушкам узнают, что есть коровы, лошади, куры, знают, как они выглядят и как «говорят». В незнакомой комнате ребенок передвигается от предмета к предмету, изучая их глазами, ощупывая, нюхая, пробуя на вкус, прислушиваясь. Исследовательский интерес приводит к тому, что ребенок редко скучает. Он постепенно превращается в самостоятельную личность. С ним уже нельзя обращаться, как с младенцем, — это задержит его развитие или, если каждый шаг к своей независимости он будет «брать с боем», победа его неизбежна, но цена ей — утрата любви к родителям. Попытки приучить его к дисциплине теми же методами, что и ребенка 2,5-5 лет, тоже обречены на неудачу. Непонимание будет казаться вам открытым неповиновением, и каждое сражение будет убивать любовь. Нельзя стремиться к абсолютной власти. Родителям надо приспособиться к психике ребенка. Желательно, чтобы вы и ребенок хотели одного и того же. Например, ребенок разбросал по всему полу свои кубики, а вы хотите, чтобы в комнате был порядок. Если велеть ему подобрать их, он может ответить отказом. Продолжая настаивать, вы развяжете спор, выиграть который не в ваших силах. Вы можете накричать на него, наказать, заставить страдать, но кубики так и будут лежать на полу. Если же сказать: «А ну, кто быстрей: ты соберешь кубики или я почищу картошку?» — то вы превратите эту ситуацию в игру. Теперь он сам хочет сделать то, что нужно вам. Не «ради мамочки», не потому, что он «хороший мальчик», а потому, что сам этого хочет. Таким образом, любое серьезное, неприятное для него занятие может превратиться в забаву. В другой раз вы можете дать ему задание типа «Собери игрушки, пока я сосчитаю до ста» или «…пока не прозвенит звонок». Поскольку взаимоотношения при этом не нарушаются, ребенок, подрастая, научится понимать вас и выполнять просьбы, чтобы порадовать вас. Но если он чувствует, что вы его подавляете, что он вас не понимает, то ему нет смысла ни радоваться, ни огорчаться, если вы сердитесь, потому что вы в его глазах всегда сердиты. Если к 2,5 года он не испытывает потребности в вашем одобрении, не стремится к общению и не ощущает уверенности в том, что он любим и любит, это значит, что вы лишились основы, на которой в течение всего периода детства строится разумная, свободная от принуждения дисциплина. Запреты в этом возрасте должны быть минимальны. Следует создавать условия, при которых не возникает необходимости что-либо запрещать.

У ребенка должны быть свой уголок или комната. Обставьте их детской мебелью, уберите в недоступные для малыша места бьющиеся и опасные для его здоровья предметы, украшения и пр. Сделайте заграждения на окнах, поставьте заглушки на электрические розетки, выньте ключи из шкафов, уберите со столов тяжелые предметы, вазы, скатерти и пр. Любопытство ребенка беспредельно, а чувство опасности еще отсутствует. Если он ломает что-либо, то только от неловкости или любопытства, а не из-за агрессивности. Не ругайте и не сердитесь на него, если он допустил какую-либо оплошность. Если в этом возрасте ругать или кричать на ребенка, это может внушить ему чувство виновности и своей неполноценности.

В возрасте 1,5-2 лет ребенок все трогает, всюду бегает, шумит, переставляет, переносит, везде сует свой носик. Чтобы удовлетворить его новые интересы, дайте ему деревянный поезд, игрушку на колесах — он будет возить их по комнате (возить за собой — большой прогресс для ребенка). Дайте ему музыкальный волчок или ксилофон, чтобы он мог пошуметь, пластмассовые кегли, которые можно опрокидывать, большие деревянные кубики, чтобы погрузить их в самосвал. А для спокойных моментов подойдет что-нибудь для тренировки ловкости — бочоночки, коробочки, вкладывающиеся одна в другую как матрешки, коробочки с прорезями различной конфигурации на крышке, в которые вставляются детали соответствующей формы. Нравятся ребенку катушки (без ниток!), большие пуговицы, камушки, ракушки. Познавательны игры типа «наполняй — выливай». Ребенок начинает понимать, что предметы имеют вес и объем (сколько кубиков поместилось в эту коробку?). Однажды вы увидите, как малыш отсыпает половину песка из своего ведерка, потому что полным его нести тяжело.

Работа по дому для детей — пример деятельности взрослых, которую они могут понять и к которой могут с удовольствием присоединиться. Сначала малыш просто захочет получить такую же тряпочку, что и у вас, чтобы протирать вместе мебель. Постепенно ему захочется «стирать», «готовить» и т. д. Сначала он будет делать это плохо: разольет воду, что-то разобьет, напачкает. Наберитесь терпения, поощряйте его инициативу, и постепенно у вас вырастет хороший помощник. В два года ребенок все чаще будет играть в игры, где он воображает себя большим. Для этого он использует предметы, которые в его представлении связаны с этим человеком, — галстук, шарф, очки, хозяйственные сумки; ночная рубашка мамы может превратиться в наряд «невесты» или «королевы».

Мягкие игрушки полезны и интересны детям. Они станут для малыша не только ближайшими друзьями, охраняющими по ночам его кроватку, но и друзьями его игр на многие-многие годы. Они будут гостями на устраиваемых им обедах, пассажирами на поездах из стульев, покупателями в его магазине и т. д. Они будут служить громоотводом в его конфликтах с внешним миром. Поэтому не удивляйтесь, увидев, как ребенок наказывает, ругает их, ставит в угол, шлепает и т. д.

Обязательны подвижные игры: лазание по ступенькам, хождение по доске, положенной на пол, раскачивание на качелях, канате, старой автомобильной шине, подвешенной на веревке, кольцах; игрушки для езды верхом (сидя на них, малыш едет, отталкиваясь от пола или земли ногами); подбрасывание и ловля больших легких мячей, надувных шаров, кувыркание на широкой кровати или софе, в сене, подбрасывание ребенка.

Начиная с этого возраста нужны книги с цветными картинками, крупным, детальным изображением знакомых ему предметов и сцен. Читать вслух надо не торопясь, по ходу чтения показывая картинки. Рисует ребенок в подражание вам — он наблюдает, как вы нарисуете ему киску или собачку, и пытается повторить ваши действия.

2-2,5 года. До этого возраста мальчикам и девочкам обычно дают одинаковые игрушки. Отныне девочкам чаще дарят кукол, а мальчикам — машинки. Но нет поводов для тревоги, если ребенок желает иметь игрушки, характерные для противоположного пола. В таком возрасте и девочек, и мальчиков интересуют деревянные домики и домашние животные, а также разборные игрушки, большие грузовики, в которые можно залезать, а для сада — тачки.

В 2,5—3 года дети во время игр часто имитируют родителей: «водят машину», «звонят по телефону», «собираются в путешествие», «готовят обед», «ходят в магазин», «выводят на прогулку одетую куклу». Дети любят лошадь-качалку, возятся с пластилином, складывают различные разборные игрушки, черкают по бумаге фломастерами или карандашами. Это период первого (трехколесного) велосипеда.

3 года — это возраст воображения и игрушечных наборов. Девочка играет в медсестру, делает кукле уколы, измеряет ей температуру, играет в магазин. Мальчики играют в войну, любят конструкторы, цветную мозаику, качели, машинки, подъемные краны, поезд с вагонами на пластмассовых рельсах, которые можно собрать и разобрать.

После 4 лет ребенок уже умеет бросать мяч, собирает конструктор, рисует красками, рассматривает книги, слушает кассеты, смотрит специальные передачи по телевизору. Девочка одевает и раздевает куклу, баюкает, купает ее; ей нужны платья для кукол и игрушечные принадлежности домашнего хозяйства. Мальчики по-прежнему интересуются машинками, они умеют разбирать их, но и пытаются чинить, менять шины, любят игрушки с дистанционным управлением. Главное — игрушка должна быть безопасна. Рекомендуется покупать игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Например, мозаики и конструкторы бывают для разных возрастов («Маленькому ребенку — большие игрушки»). Детям любого возраста не рекомендуются револьверы, стреляющие присосками, луки со стрелами, петарды.

В 5 лет ребенок уже имеет основные представления о внешнем мире, о взаимоотношениях людей, о себе самом. У него есть любимые и нелюбимые игрушки, люди, еда, одежда. Ему ведомо чувство обиды, горя, радости, самоотверженности и эгоизма. Он прекрасно знает, когда поступает хорошо, а когда — плохо.

Прекрасно сказал Л. Н. Толстой о том, что между взрослым и ребенком 5 лет нет принципиальной разницы, а между младенцем и ребенком 5 лет — пропасть.

Сущность сюжетной игры в дошкольном возрасте заключается в выполнении какой-нибудь роли. Малыш играет роль мамы или папы, врача, продавца и др. Очень часто дети в процессе игры копируют ситуацию, подмеченную в действительности. Иногда близким людям нетрудно в этих образах узнать себя, а заодно и отношение ребенка к себе.

Одни дети в игре берут на себя командирские роли, другие, наоборот, — подчиненные. Часто малыш в игре исполняет роль, невозможную для него в реальной жизни, тем самым достигая определенной компенсации.

В играх реализуются желания детей. Если мальчик играет в космонавта, а девочка в портниху — это отражение их стремлений, а значит, и личности.

А. С. Макаренко писал: каков ребенок в игре, таков он будет и в жизни. Но как часто взрослые не обращают внимания, как и во что играют их дети!

Задумывались ли вы когда-нибудь, зачем мы дарим детям игрушки? Конечно, большинство ответит: «Для того, чтобы дети играли». Но бывает, что родители дарят игрушки для того, чтобы освободиться от занятий с ребенком или, еще хуже, чтобы загладить ощущение своей вины перед ним. Если бы эти родители знали, как тяжело для ребенка одиночество среди игрушек…

В наше время многие родители недооценивают роль детских игр и считают их простой тратой времени. Они стараются заменить игру чем-то более конструктивным, стремясь вырастить ребенка умным и сильным, чтобы он мог преуспеть в мире, основанном на конкуренции. Такие родители стараются как можно раньше учить ребенка иностранному языку, другим предметам в особых детских садах-гимназиях или специальных кружках. Этим можно нанести непоправимый вред ребенку: никакие компьютерные игры, уроки и другие занятия не заменят ребенку игру. Игра — это самое конструктивное времяпрепровождение для ребенка.

Именно игра позволяет малышу ощутить себя всемогущим: ребенок в игре сам ставит перед собой задачи и сам их решает, а это развивает самостоятельность, будит фантазию. В процессе игры ребенок познает мир, где он может быть мамой или папой, доктором Айболитом, музыкантом, строителем.

Игра развивает искусство общения. Сначала ребенок играет с неодушевленными предметами (куклами, плюшевыми зайками, машинками) и учится умению взаимодействовать с ними. Позже дети, играя со сверстниками, используют и развивают эти навыки: они учатся ждать своей очереди, отстаивать свои права и уважать права других людей.

Игра не только способствует развитию речи и эмоций, но и совершенствует движения. Ребенок строит дом из кубиков, мнет пластилин, складывает картинку — все это развивает мелкую моторику, а следовательно, и речь, поскольку их центры в головном мозге расположены рядом.

Игра позволяет чувствовать себя старше: малыш «водит машину или самолет», «лечит» или «учит» своих кукол или зверушек — все это формирует у него чувство собственного достоинства, стимулирует воображение и творчество.

Оставить комментарий