Малыш познает мир - мама читает

Малыш познает мир — развитие навыков

Приведенное здесь описание этапов роста ребенка предназначено для того, чтобы родители могли ориентироваться в состоянии его физического и умственного развития. Ниже приводится краткий набор способностей и умений, которые отнюдь не отражают все многообразие процессов научения у детей. Эти способности могут, но не обязательно должны в равной мере подходить для каждого ребенка в соответствующем возрасте.

Первый месяц

Новорожденный лежит преимущественно в согнутом положении (поза эмбриона): ручки и ножки согнуты, кисти сжаты в кулачки. Головка всегда автоматически повернута набок. В положении на животе младенец ненадолго беспомощно приподнимает голову. Рефлекс сосания выражен с самого начала. Новорожденный хватает все, что попадает ему в руку (хватательный рефлекс). При громком звуке или резком движении он отвечает рефлексом Моро: разводит руки в стороны, после чего прижимает их к себе и сжимает кулачки. Ребенок может несколько секунд фиксировать взгляд на предмете, который держат перед его глазами на расстоянии в 35 см. Он особенно охотно концентрирует внимание на знакомых лицах, когда они появляются непосредственно перед его глазами. Новорожденный может отличать знакомые голоса от незнакомых. Например, слыша голос матери, он поворачивает глаза в направлении ее голоса. Если ребенок плачет, то голос и близость матери или отца могут его успокоить.

Второй месяц

Ваш малыш на втором месяце жизни должен научиться хорошо удерживать головку в вертикальном положении, длительно рассматривать игрушки, подвешенные немного сбоку, на расстоянии 30-45 см, следить за движущимися предметами с небольшим поворотом головы в обе стороны, поворачивать голову в сторону голоса взрослого, быстро отвечать улыбкой при обращении.

С этого возраста ребенок способен выразить свое желание пообщаться мимикой и звуками. Он улыбается маме и другим родным в ответ на ласковое обращение к нему. Способен звать маму не криком, а определенным сигналом. Если мама не поняла, то после двух-трех попыток дозваться малыш может разразиться плачем.

Появляется интерес к окружающей обстановке: малыш просит чтобы его носили на руках «столбиком» для обзора.

Дна три раза в день кладите ребенка на животик. При этом он должен хорошо приподнимать и в течение нескольких секунд удерживать головку. На втором месяце ребенок начинает гукать, вначале это отдельные звуки, а к двум месяцем гуление становится громким и продолжительным. Не бойтесь чаще брать ребенка на руки, ласково с ним общаться. В этом возрасте «избаловать» его еще невозможно, а материнская ласка очень благотворно сказывается на развитии младенца. Старайтесь как можно быстрее устранить любой дискомфорт: холод, голод, сырые пеленки.

Третий месяц

На третьем месяце жизни малыш хорошо держит голову в вертикальном положении, сосредоточивает и длительно удерживает взгляд на лице говорящего, при этом вытягивает губы трубочкой, гукает. В этом возрасте появляется «комплекс оживления»: при эмоциональном общении со взрослым у младенца возникает сильное двигательное возбуждение, ребенок радуется, много улыбается. В этом возрасте следует подвешивать яркие погремушки на уровне груди ребенка и немного сбоку на кронштейне на высоте 30-40 см. Малыш способен долго рассматривать игрушку, следить за ее плавными движениями. К трем месяцам ребенок подолгу певуче гулит. В это время чаще кладите малыша на животик, при этом он должен приподнимать грудку с опорой на предплечья. Ребенок уже способен отводить ручки до уровня плеча, появляются первые направленные движения к игрушке.

Четвертый месяц

На четвертом месяце жизни малыш должен уже узнавать вас и радоваться вашему появлению. Он ищет глазами невидимый источник звука, по-разному реагирует на спокойную и громкую музыку. У него чаще появляется «комплекс оживления» вне общения со взрослыми. Он радуется при виде другого ребенка, рассматривает и тянется к нему. К четырем месяцам он должен захватывать игрушку двумя руками, подолгу ее рассматривать, ощупывать, направленно тянуться за интересующим его предметом. В этом возрасте ребенку необходимо давать в руки и подвешивать на кронштейне яркие погремушки, такие, чтобы их было удобно схватить рукой. Чаще кладите ребенка на животик: к четырем месяцам он уже должен пытаться приподнимать туловище, опираясь на предплечья или ладони полусогнутых рук. Полезно пользоваться индивидуальным манежем, а если его нет, то на время бодрствования выкладывайте ребенка на обернутый одеяльцем фанерный щит в его кроватке. К этому возрасту ребенок продолжительно, громко и певуче гулит. Во время кормления он начинает придерживать грудь матери или бутылочку раскрытой ручкой. Советуем вам чаще ласково разговаривать с ребенком, вызывая у него положительные эмоции. Во время сна кладите ребенка поочередно на обе стороны. Если он будет постоянно спать на одном боку, может нарушиться форма головы и лица. Поэтому приучимте его спать как на правом, так и на левом боку, а также на спине. Подушка должна быть плоской, лучше ватной, но не пуховой. Если ваш малыш во время сна постоянно держит рот открытым, проконсультируйтесь у ЛОР-врача.

Пятый месяц

К пяти месяцам ваш малыш должен уметь различать по голосу и внешнему виду «своих» и «чужих», но разному реагировать на них. Он уже хорошо различает строгий и ласковый тон. Чаще ласково обращайтесь с ним, показывайте ему игрушки, удобные для захвата ручкой. При этом ребенок должен целенаправленно тянуться к игрушке, крепко ее захватывать, перекладывать в руках, тянуть в рот. В этом возрасте движения его рук становятся свободными, он может поднимать их выше уровня плеч. Не забывайте чаще выкладывать ребенка на животик на твердую поверхность. Это важно потому, что в положении на животе с приподнятой грудкой значительно увеличивается обзор, ребенок начинает наблюдать за окружающим, что существенно улучшает его развитие. На пятом месяце жизни малыш, лежа на животе, более уверенно опирается на ладони выпрямленных рук, начинает переворачиваться со спины вначале на бок, а потом и на живот. Он хорошо опирается на ножки при поддержке под мышки, начинает подпрыгивать. В этом возрасте ребеенок имеет необыкновенно доброжелательный вид, преимущественно пребывает в хорошем расположении духа и длительно, громко гулит. Если малышу назначают в это время прикорм, то он довольно быстро начинает снимать губами с ложки полугустую и густую пищу.

Скоро у вашего малыша начнут прорезываться первые зубки. Этому у всех детей предшествует резкое увеличение слюноотделения, в деснах появляется зуд, что может служить причиной беспокойного поведения. Вы можете помочь малышу — дайте ему погрызть резиновое или пластмассовое кольцо, предварительно хорошо вымытое и прокипяченное. Несколько позже можно давать ребенку сушку или корочку хлеба.

В этом возрасте продолжают быстро развиваться двигательная активность и органы чувств. С 4-4,5 месяца ребенка во время бодрствования желательно выкладывать из кроватки в манеж, поскольку ему необходима значительно большая площадь, чтобы свободно перемещаться: поворачиваться на бок и со спины на живот, тянуться за игрушками и т. д. Пора понемногу приучать малыша прислушиваться к голосу взрослых, звучанию игрушки, вызывать гуление, лепет, стимулировать двигательные навыки. Для правильного формирования тела желательно обучать ребенка сначала ползать и только потом — сидеть и вставать.

Шестой месяц

На шестом месяце ваш малыш должен хорошо знать свое имя и реагировать на него. Он свободно берет игрушку из разных положений, перекладывает из одной руки в другую, тянет ее в рот. В этом возрасте малыш хорошо переворачивается не только со спины на живот, но и с живота на спину, поэтому нельзя оставлять его без присмотра на столе, диване и в других местах, откуда он может упасть. Он любит лежать на животе, при этом хорошо и длительно удерживает приподнятую грудь на выпрямленных руках, в этом положении начинает немного передвигаться, подползая к игрушке на животе. Ребенка надо чаще выкладывать на твердую поверхность, при этом внимательно наблюдая за его действиями. Чтобы он не упал с высоты, лучше пользоваться манежем. На шестом месяце у него развивается объемное видение предметов, поэтому его надо чаще брать на руки, показывать различные предметы, находящиеся в комнате. К шести месяцам у многих н и м можно наблюдать активное внимание. Малыш начинает лепетать, произносить отдельные слоги. Он умеет хорошо есть с ложки, снимая пищу губами, начинает пить на чашки, которую держит взрослый.

Седьмой месяц

На седьмом месяце у малыша еще больше совершенствуются движения рук. Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Чаще меняйте игрушки, в окружении ребенка их должно быть не более 3-4 одновременно. Не давайте малышу играть мелкими предметами, так как он может их засунуть в нос, ухо или проглотить. В этом возрасте ребенок начинает ползать на животе и сидеть, опираясь на руки. На вопрос «Где?» малыш легко находит взглядом называемый предмет, который постоянно находится в одном и том же месте. На седьмом месяце продолжается формирование активной речи, малыш подолгу громко лепечет, повторяя в лепете одни и те же слоги. Он хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый.

У ребенка начинают активно прорезаться молочные зубы. Чтобы они росли красивыми и здоровыми, не давайте малышу соску-пустышку, а если он уже приучен к ней, старайтесь давать ее как можно реже, только при его беспокойстве. В противном случае может нарушиться рост зубов и челюстей. Не забывайте давать малышу резиновое кольцо, а иногда — погрызть корочку хлеба. Приучайте малыша есть с ложки.

Восьмой месяц

К восьми месяцам малыш подолгу занимается с игрушками, подражает действиям взрослого — толкает, стучит, вкладывает, вынимает. В этом возрасте дети охотно вступают в игровой контакт со взрослыми, эмоционально играют в «прятки», «ладушки», по просьбе взрослого «Дай ручку» подают ручку, машут ручкой «до свиданья» без предварительного показа. К восьми месяцам ребенок сам садится и сидит без поддержки, быстро ползает, держась за барьер, может вставать, приседать и переступать. Совершенствуются навыки кормления: ребенок сам держит сухарик и грызет его, пьет из чашки не обливаясь. Малыш уже хорошо знает близких не только по виду, но и по голосу, узнает лица на фотографии, показывает пальчиком. Продолжает совершенствоваться речь ребенка, он четко повторно произносит различные слоги, лепет становится интонационно выразительным, малыш начинает им пользоваться для общения.

В этом возрасте постоянно разговаривайте с ребенком для совершенствования его речи, неоднократно повторяйте слова и звуки, которые он пытается воспроизвести. Сопровождайте все игры и занятия четкой речью, называйте предметы, которые показываете малышу, совершаемые им действия. Развивайте понимание речи у вашего ребенка не только с помощью конкретных предметов и действий, но и формируйте обобщение понятий и подражание вашим словам.

Игрушки для детей второго полугодия должны способствовать дальнейшему развитию органов чувств ребенка (мячики, шары для катания, кольца для надевания их на руки и др.). В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к сюжетным и заводным игрушкам.

Девятый месяц

На девятом месяце жизни у малыша выражено стремление к общению, при появлении другого ребенка он радостно ползет ему навстречу. Ребенок по-разному использует предметы в игре в зависимости от их свойств — катает, открывает, вынимает, гремит и т. д. В этом возрасте малыш может переходить от одной опоры к другой, слегка придерживаясь за них, под веселую музыку изображает плясовые движения. На просьбу взрослого принести какой-либо предмет малыш отыскивает его, даже в непривычном месте. Ребенок на 9-м месяце хорошо знает свое имя, оборачивается на зов. Продолжается развитие речи. Малыш начинает повторять за взрослым отдельные слоги, которые раньше освоил в лепете. Он самостоятельно пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. К 9 месяцам у ребенка начинают появляться навыки опрятности — он спокойно относится к высаживанию на горшок. В 9 месяцев он твердо стоит и даже переступает, держась за руку взрослого.

Десятый месяц

На десятом месяце ваш малыш уже долго и хорошо играет с другими детьми, самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет ранее заученные действия с предметами. В этом возрасте он очень быстро ползает, несколько минут может стоять, слегка придерживаясь за опору, в 10 месяцев он ходит с поддержкой за ручки. По просьбе «Дай» он повсюду находит и дает знакомые предметы. Ребенок охотно вступает в игры со взрослыми типа «ладушки», «сорока-ворона», «прятки». Он повторяет за взрослым новые слоги, начинает произносить слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и пр. После тренировки ребенок начинает показывать части тела у себя и у другого человека. В 10 месяцев дети не только понимают смысл слов, но и выполняют несложные действия по просьбе (хлопают в ладоши, откликаются на свое имя, показывают некоторые части своего тела и т. д.).

Одиннадцатый месяц

На одиннадцатом месяце жизни у ребенка появляется избирательное отношение к детям, он радуется при появлении знакомых людей. Совершенствуется ловкость рук ребенка: он начинает играть кубиками, накладывая их один на другой, снимает кольца с пирамидки. На 11-м месяце малыш хорошо стоит самостоятельно, а иногда делает первые шаги без поддержки. Появляются элементы сюжетной игры — девочки укачивают куклу, кормят ее, мальчики возят машинки. В активной речи малыш начинает использовать первые слова — обозначения типа «дай», «бай-бай», «кис-кис», «ав-ав», понимает запреты. Активные движения малыша направлены в этом возрасте на совершенствование ходьбы, он продолжает много ползать, а в 11 месяцев самостоятельно начинает ходить. После 9 месяцев ребенку необходимы игрушки для формирования точных движений рук и пальцев: пирамидки, коробки с крышками для открывания и закрывания и т. п. Периодически меняйте игрушки, на время убирая некоторые из них.

Двенадцать месяцев

На двенадцатом месяце жизни ребенок начинает более уверенно ходить, слегка придерживаясь за опору, или без нее. Он хорошо различает предметы по форме — кубики, шарики, кирпичики. По картинке правильно показывает знакомые предметы, любит слушать сказки с одновременным рассматриванием иллюстраций. По просьбе протягивает и отдает взрослому игрушку, целенаправленно ищет спрятанный предмет. Ребенок подолгу занимается с игрушками, играет в сюжетные игры — катает машинку, кормит куклу и др. В этом возрасте малыш собирает пирамидку из колец с большими отверстиями. К году ребенок знает имена близких людей, выполняет отдельные поручения типа «Найди», «Принеси» и др. К годовалому возрасту ребенок произносит 6-10 облегченных слов, начинает использовать слова для общения. К году малыш самостоятельно берет чашку двумя руками, не обливаясь, пьет из нее и ставит ее обратно на стол.

В возрасте 11-12 месяцев малыш пытается есть сам, погружая пальцы в тарелку и затем отправляя пищу в рот. Наберитесь терпения и помогайте ребенку делать это, стимулируя его к аккуратности и самостоятельности.

От года до двух

В начале второго года жизни у малыша быстро расширяется запас понимаемых слов (до 30-50). В игре малыш часто воспроизводит различные ранее заученные действия с предметами, например, нанизывает кольца на пирамидку, катает машинку и т. д. Правильно воспитываемый ребенок к 1 году 3 месяцам самостоятельно ест густую пищу ложкой. На втором году жизни совершенствуется характер движений, появляется более четкая координация ног и рук, развиваются движения пальцев кисти. В этом возрасте малыш уже может достаточно продолжительное время ходить, менять положения — приседать, пятиться, наклоняться.

К полутора годам ваш малыш должен понимать несложный рассказ взрослого по картинке, отвечать иа простейшие вопросы. В этом возрасте ребенок воспринимает смысл целых фраз, начинает повторять несложные предложения, пытается произносить сложные слова вместо заменителей («собака» вместо «гав-гав», «машина» вместо «би-би»), старается обобщать предметы по их основным признакам, что свидетельствует о развитии мышления. Во время игры ребенок обозначает свои действия словами или предложениями из двух слов. Однако внимание ребенка еще неустойчиво, он легко отвлекается. Ребенок может выполнять несложные постройки из кубиков — «домик», «ворота» и др. В этом возрасте он может, не падая, пройти по бруску шириной и высотой в 20 см с небольшой помощью взрослого или самостоятельно, начинает бегать, прыгать, бросать мяч в цель. Малыш может раздеваться — снимать ботинки, шапку, майку, трусики. Игровые действия ребенка становятся разнообразнее. Он может собирать кубики, матрешки, различать форму, величину и четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый), играть с лопаткой, совком, ведром. Малыш копирует действия взрослых, используя игрушки для сюжетных игр (кукольную одежду, мебель, посуду), ему нравятся книги с картинками. К двум годам ваш малыш должен хорошо понимать рассказ о событиях, которые он наблюдал в своей жизни, без показа по картинке. При общении со взрослыми ребенок должен пользоваться предложениями из трех слов, в речи употреблять прилагательные и местоимения. Он подбирает по образцу 3-4 цвета. Усложняется сюжет игр ребенка, при этом он выполняет цепочку связанных по смыслу последовательных действий. В этом возрасте малыш очень много и без устали двигается, перешагивает препятствия высотой 20 см (в два приема — сначала он наступает на верх препятствия одной ногой, потом — второй). Он уже не только самостоятельно раздевается, но может сам надевать кофточку, шапку. К двум годам ребенок может аккуратно есть, собирать игрушки после окончания игры.

Два-три года

В первой половине третьего года жизни ваш малыш должен говорить предложениями из четырех и более слов, в его речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Он хорошо знает четыре основных цвета. По образцу может подбирать предметы различных геометрических форм. Ребенок самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки, называет их. Малыш может полностью самостоятельно одеваться, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Он аккуратно ест. Весь период бодрствования ребенок находится в движении.

Во второй половине третьего года ваш ребенок должен говорить многословными и сложными предложениями. В игре малыш использует разные геометрические формы, при этом правильно называя их («кубик», «мячик», «палка»). Он знает и правильно называет несколько основных цветов. Ребенок начинает овладевать карандашом, пластилином, называет нарисованное или слепленное. Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого ребенок одевается, в том числе застегивает пуговицы и завязывает шнурки, без напоминания пользуется салфеткой и носовым платком. Движения становятся более ловкими, целенаправленными и точными, ребенок хорошо сохраняет равновесие при ходьбе по бруску, перешагивает препятствия высотой в 30 см неприставным шагом.

Оставить комментарий