Половое воспитание в младшем школьном возрасте – WOW Journal
Дети лежат на полу вверх ногами
Loading

Половое воспитание в младшем школьном возрасте

Развитие психики в этом периоде является не просто развитием ранее существовавших особенностей, реализацией наследственных или врожденных программ и ранее воспитанных качеств, хотя все это, бесспорно, имеет значение. У ребенка происходит перестройка системы жизненных отношений, вызванная появлением качественно новых обязанностей — перед обществом. Подавляющее большинство детей приходят в школу, обладая достаточным, хотя и разным, уровнем психического развития, определяющим готовность к обучению. Важны не только положительное или отрицательное отношение к школе, но и степень готовности к предстоящему сотрудничеству мальчиков и девочек, принятая ранее позиция отношений к сверстникам и взрослым своего и другого пола.

Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален. Ошибочное мнение об асексуальности младшего школьника в ряде случаев приводит родителей к отсутствию должного внимания к половому воспитанию, а это значит, что половое воспитание осуществляется «дворовыми воспитателями», проблемы пола обсуждаются с применением неадекватных языковых средств, затрудняющих последующее восприятие правильной информации. Все это способствует загрязнению представлений о сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой жизни, а в контрасте с закономерным развитием половой идентификации и оформлением мужских и женских социальных ролей может привести к невротизации детей.

Возраст 9-10 лет — это период подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек — к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро, и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбивается на два лагеря — мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры, зачитываются «героической» литературой и подражают ее персонажам. Они больше тянутся к отцу, а при отсутствии его — к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола.

Поляризация полов — естественная закономерность развития, которая внешне зачастую проявляется агрессивным (со стороны мальчиков) или оборонительным (со стороны девочек) поведением. И то и другое на самом деле отражает внутренний интерес к противоположному полу. Мальчик дергает девочку за косу и на вопрос учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах ребенка скорее исключением из правил, это объяснение раскрывает истинные мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. В последнее время все чаще приходится наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение половых ролей и представлений о мужественности и женственности в современном обществе и семье.

Дети с 7 до 11-12 лет или не осознают, или скрывают свои сексуальные интересы и их проявления. Как уже указывалось, эта скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться упущениями воспитания в дошкольном возрасте, если ребенок недостаточно осведомлен в вопросах пола или ощущает стыд и страх. У мальчиков в этом возрасте есть тенденция к появлению мастурбации, учащению гетеросексуальных игр. В 10-12 лет мальчики переходят от высказываний желания жениться на ком-нибудь к желанию любить будущую подругу и, наконец, к совместной с девочками социальной активности, к увеличению количества друзей другого пола.

В младшем школьном возрасте дети все чаще задают вопросы о различиях между полами, подробностях зачатия и рождения, менструациях и поллюциях, половом акте.

В этом возрасте многие социально-психологические характеристики мальчиков и девочек не совпадают. Ряд различий связан с процессом обучения: в развитии речи девочки успешнее мальчиков, мальчики же успешнее в математических суждениях, пространственных операциях. Как правило, девочки лучше учатся и оценки у них выше, чем у мальчиков. Если отметки не становятся поводом для карающих или поощряющих санкций, а являются средством контроля и самоконтроля, если они не становятся тестом на «хороших и плохих», «умных и глупых», не поляризуют состав класса, унижая одних и возвышая других, они не травмируют ребенка. В начале обучения девочки часто добиваются больших, чем мальчики, успехов благодаря более дифференцированной и тонкой ручной моторике, большим усидчивости и прилежанию. Подчеркивая эти различия, родители рискуют у одних мальчиков способствовать феминизации поведения, а у других — провоцировать агрессивность к девочкам.

Авторитет учителя для первоклассников обычно беспределен и затмевает авторитет родителей, старших братьев и сестер, сверстников. К сожалению, сегодня все чаще можно встретить иронично-снисходительное отношение родителей/особенно отцов, к учителям, подавляющее большинство среди которых — женщины. Такое отношение не укроется от внимания ребенка. В дальнейшем, если он усвоил эти установки отца, он может отвергнуть авторитет учителей, а затем и родителей.

До поступления в школу круг общения ребенка определялся его потребностью в личной привязанности. Если эта потребность продолжает стойко преобладать, формирующийся коллектив может отвергнуть такого ребенка либо в связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного расположения учителя. У детей это отвергание в крайних случаях может принять форму травли. Обычно она приходится на тех детей, которым недостаточно легких знаков отвергания для коррекции поведения, и чаще всего — на мальчиков. Такое поведение не совпадает с представлениями о мужественности. И когда взрослые говорят: «Какой же ты мужчина?», мальчики презирают такого сверстника, а девочки либо присоединяются в этом к ним, либо принимают презираемого в свою компанию и даже защищают его от других мальчиков. Ни один из этих стихийных путей не способствует формированию мужественного поведения. Только очень тонкая и деликатная помощь взрослых может привести девочек к уважению такого мальчика именно как мальчика, а через это — к изменению отношения к нему мужской части коллектива.

Дошкольник оценивается обычно по какому-то одному признаку, обеспечивающему ему постоянное место в определенной группе: сильный, умный, поет, рисует и т. д. Совсем иначе у школьника: он может быть первым по математике и последним по физкультуре, а выдвинувшись по физкультуре, оказаться последним по чтению. Он все время перемещается из одной группы в другую, с одного места в группе на другое – он познает себя как средоточие многих и разных возможностей.

Прежде ребенок имел относительно узкий круг товарищей, большей частью сверстников, и, как правило, достаточно известных родителям. Теперь же он все чаще оказывается в кругу детей разных возраста, культурного уровня и поведения. Почувствовав себя членом разношерстной дворовой компании, недавний дошкольник, утверждая себя в глазах группы, будет считать своим долгом поступать в соответствии с не всегда понятными ему стремлениями более активных и сведущих заводил. Такая группа может совершить налет на тихо играющих девочек, сопровождая этот «подвиг» оскорбительными и непристойными замечаниями. Участники подобной акции, как правило, не осознают ни мотива ее, ни, тем более, значения слов, брошенных в адрес девочек. Многократное повторение таких действий может способствовать закреплению способа поведения, когда девочку, женщину обижают походя, без желания обидеть, из стремления к «мужскому превосходству».

У младшего школьника уже есть некоторое представление о помощи и сочувствии. Но оно конкретно и опирается не на понимание объективного значения действий, а на положительную эмоциональную зависимость ребенка от одобрения взрослого. Коллективные отношения, как было сказано, только формируются. Ребенок еще не может «войти в положение» другого, не может представить себя на его месте. Нравственное поведение, выражающееся в сочувствии и помощи, проявляется позже формального знания «что такое хорошо», а отрицательное поведение опережает возможность понимания «что такое плохо».

В начальных классах складываются условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки: ребенок определяет свое место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. Нельзя отрицать роли темперамента и характера в формировании самооценки и уровня притязаний, но необходимо подчеркнуть ведущую роль факторов социальной среды, в данном случае — школы. Уже в 1-2-м классах у слабоуспевающих и отличников может складываться заниженная или завышенная самооценка. Известно, что помехой для правильного развития личности детей с повышенной самооценкой является их недостаточная критичность к себе. Между тем для нормального развития личности детей с пониженной самооценкой помехой является повышенная самокритичность. Самооценка влияет на уровень притязаний в будущем, и она различается у мальчиков и девочек. В представлениях девочек о будущем отчетливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желание быть красивыми и любимыми. Жизненные планы мальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию.

Психику младшего школьника характеризует «созерцательная любознательность». Отсюда значительная потребность в наглядности, стремление потрогать, взять в руки все интересующее. Это стремление усиливается благодаря выраженной эмоциональности детей.

В младших классах продолжают закладываться основы нравственного поведения и сознания. Недостаточное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность — вот те основные кирпичики, на которые надо опираться родителям. Младший школьник обычно не умеет четко выделить элемент для подражания и подражает выбранному образцу во всем. Девочка копирует старшую подругу или героиню фильма, не только пытаясь воспроизвести то главное, что ей понравилось, но и перенимая отношение к внешнему виду, к противоположному полу. Она может сделать маникюр, поразить родителей внезапным изменением прически, начать «вздыхать» над портретом киноактера или заявить, что она — «не монашка». Мальчик может не только наращивать силу, стремясь .походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и грубости, отнюдь не добродетельный интерес к женщинам. Перед родителями в этих случаях возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего наносного, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю. Однако только объяснения и требования не принесут желаемого результата. Родителям важно демонстрировать примеры собственного поведения, только при этих условиях дети не станут ставить соблюдение моральных норм и правил в прямую зависимость от ситуации, настроения взрослых, не выработают представления о формальности морали и нравственности: мораль для школы, мораль для дома, мораль для компании сверстников, мораль для себя и т. д. Первые уроки ханжества, двойной морали ребенок берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать эти уроки, но полагающих, что воспитывать ребенка следует, обращаясь только к его сознанию, разуму.

Активная, действенная требовательность взрослых и коллектива сверстников вводит детей в круг общественных обязанностей. Вопреки мнению части родителей, здоровые дети обычно не только не устают от обязанностей, но и активно их ищут. Не найдя их в школе и дома, ребенок будет искать и находить их в других местах и, возможно, в совершенно неприемлемых, уродливых формах. «Улица» сильна своим богатым арсеналом средств воздействия, обращенных не только к разуму, но прежде всего к чувствам, переживаниям.

В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических качеств. Уже к третьему классу в ходе направленных воспитательных воздействий формируется свобода воли как особое качество психических процессов, а в связи с ней — и чувство долга. У одних оно устойчиво и проявляется в широком кругу жизненных отношений, у других — лишь в отдельных поступках или сравнительно узкой сфере поведения, у третьих развито еще слабо, некоторые могут быть послушны, но лишь по мере требований. Развивается способность к планированию действий про себя, внутренне. Начинает оформляться умение оценивать свои действия как бы со стороны.

В этом возрасте мальчиков отличает агрессивность, которая часто вызывает острое недовольство взрослых и иногда их карающие санкции. Результатом может быть либо утрата взрослыми контакта с “мальчиками, либо феминизация поведения мальчиков, отрицательно сказывающаяся на дальнейшем ролевом, не только психосексуальном, но и социальном оформлении личности как мальчиков, так и «обижаемых» ими девочек. Следует помочь ребенку понять истинный мотив его поступка, показать ему более желательный и вместе с тем мужественный способ отношения к жизни и проявления внимания к девочке. Осуждая и наказывая спонтанное поведение мальчика, взрослый рискует выработать отрицательную установку к проявлению внимания и к самим девочкам.

Необходимо учитывать и то, что временем, когда следует начинать подготовку ребенка к появлению вторичных половых признаков, у девочек является начало, а у мальчиков — конец младшего школьного возраста.

Психосексуальные характеристики младшего школьника находятся на этапе формирования, и даже незначительные воздействия в это время могут приводить к весьма значительным эффектам в последующем.

Необходимость подготовки девочек к менструациям, а мальчиков к поллюциям нередко игнорируется, либо этой подготовкой ограничивают половое просвещение. Такая подготовка необходима и предотвращает возникающие иногда невротические реакции на проявления половой функции, но половое просвещение младших школьников этим не исчерпывается. К этому времени ребенок должен приобрести основные общие знания о поле. В младшем школьном возрасте эти сведения воспринимаются более спокойно, чем в психически нестойкий и уязвимый пубертатный период. Тот факт, что часть детей оказывается объектом тайного уродливого полового «воспитания» и что это грозит практически каждому ребенку, делает разумное половое просвещение детей младшего школьного возраста, несомненно, целесообразным.

Дети в младшем школьном возрасте должны узнать о мужской семенной клетке, женской яйцеклетке, оплодотворении, беременности, матке, плаценте, пупочном канатике, питании плода, развитии в животе матери и движениях плода, процессе родов, схватках, последе, выкидыше, питании новорожденного, кормлении малыша и уходе за ним, органах размножения мужчины (половой член, семенники) и женщины (влагалище, яичники, матка). Начиная с 12 лет половое воспитание и просвещение проводят в рамках специальных занятий. Однако не стоит делать акцент на детализации сведений, главное — в общей системе нравственного воспитания.

Жизненный опыт, эрудиция и такт должны уберечь родителей от прямого перенесения своего личного опыта на конкретные ситуации, в которых находится ребенок. Роль родителей заключается не в том, чтобы наказывать за нежелательные, по их мнению, проявления психосексуального развития, а в том, чтобы привлечь ребенка к соответствующим его полу реально ценным занятиям. Для этого не требуется каких-либо специальных мер: достаточно включить сына или дочь в семейные обязанности в соответствии с возможностями ребенка. Если сын с отцом благоустраивают жилище, дочь с матерью готовят пищу, а собравшись все вместе, они планируют совместный выходной, если при этом мужская и женская половины помогают друг другу, то этим задачи полового воспитания решаются никак не меньше, чем назидательными беседами.

Наиболее мужественные мальчики редко предпринимают акты бесцельной, призванной лишь выразить внимание агрессии к девочкам. Заботливость — далеко не только женская черта, в этом возрасте и мальчики, и девочки должны освоить приемлемые для них и соответствующие их половой роли способы заботиться друг о друге.

В целях воспитания мужественности и женственности целесообразно выбрать, что в первую очередь должен делать мальчик, а что — девочка. Преодоление силовых нагрузок, мужественная решительность, великодушное принятие на себя основных трудностей в работе — все эти качества должны воспитываться у мальчиков. Но великодушие и способность справляться с трудностями должны развиваться и у девочек.

У родителей всегда существуют заботы по устранению ребенка от всяких столкновений с сексуальностью. «Это тебе еще рано… здесь целуются, это не для маленьких», — часто слышат дети. Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые им, либо обсуждение, не создающее противоречий между телесным и духовным.

Естественное отношение к человеческому телу должно определять многие стороны поведения учителей и родителей. Родители, тщательнейшим образом избегающие любой степени обнаженности перед ребенком, и родители, чрезмерно свободные в плане обнажения, в равной мере выходят за рамки естественного отношения к своему телу.

Появляющееся в этом возрасте чувство красоты создает новые благоприятные возможности воздействия на формирующуюся психику мальчика или девочки. При этом нежелательны ни подчеркивание, ни игнорирование физических качеств. Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать.

Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и девочки, за редким исключением, настораживают взрослых и побуждают их к вмешательству, ограничению. Сами того не понимая, взрослые часто лишают детей счастливых переживаний и откровений, связанных с дружбой. Половое воспитание, будучи в значительной мере воспитанием межличностных отношений, предполагает, что мальчики и девочки испытывают свои возможности сначала в однополой, а затем в разнополой дружбе. Возникающие дружеские отношения необходимо оберегать и стараться направлять отношения маленьких друзей в нужное русло незаметно, ненавязчиво и, разумеется, не оскорбляя их достоинства. В дружбе двух детей и в более широком их круге воспитываются чувство ответственности за себя и другого, чувство внутреннего долга по отношению к окружающим и близким.

Дружба является и школой самостоятельности. Родители часто забывают о том, что их возможности «на словах» обучить детей правильному поведению в различных жизненных ситуациях очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга все более сложных ситуаций не только на книжно-теоретическом, но прежде всего — на житейско-практическом уровне. Все это особенно важно, когда речь идет о попытках предостеречь от встреч с «плохими», «испорченными» сверстниками. Уберечь от них невозможно, да и не это важно в жизни. Гораздо важнее то, как поведет себя ребенок в таких встречах, кто у кого будет учиться и чему. Вполне понятно, что сказанное имеет самое прямое и непосредственное отношение к вопросам пола.

Как бы в противовес этой тенденции максимального ограничения некоторые взрослые чрезмерно подчеркивают свободу своего поведения при детях. На детей оказывает нежелательное влияние вольное толкование вопросов пола в шутках, застольных рассказах, словесных играх, и каламбурах, флирте взрослых, не говоря уже о просто циничных, пошлых и непристойных высказываниях. Постоянное обсуждение мелочей жизни, поведения ближайших знакомых также ограничивает возможности правильного развития личности. Невежественные, примитивные, аморальные по своему существу установки запечатлеваются детской психикой и в будущем оказываются препятствием для установления естественных, гармоничных человеческих отношений.

В каждом конкретном случае продуктивнее не ломать сложившееся у детей мнение, не навязывать им еще недоступную для них мораль взрослых, а помочь детям понять мотивы своих поступков и попытаться направить создавшуюся ситуацию.

Таким образом, если в дошкольном возрасте психика ребенка не была отягощена чувством стыда и страха в связи с сексуальностью, а в младшем школьном возрасте половое воспитание было адекватной частью воспитания в целом и если к наступлению пубертатного периода мальчики и девочки прошли под руководством родителей правильный путь формирования мужественности и женственности, то подростковый период характеризуется отсутствием многих, прежде казавшихся неизбежными трудностей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд

Добавить комментарий