Синдром отличника - путь к разочарованиям

Синдром отличника — путь к разочарованиям

Когда ваш ребенок в конце учебной недели подсчитывает количество пятерок и четверок и торжественно объявляет вам результат, вы обязательно хвалите его и поощряете. Искренне. Потому что вам нравятся его увлеченность учебой, целеустремленность, прилежность. Но не тот факт, что пятерок в этот раз больше…

Синдром отличника, как ни странно, это тоже нарушение психики, которое часто приводит человека к разочарованиям, а с возрастом причиняет страдания и может привести, как все мы знаем, к непредсказуемым и очень печальным последствиям.

Как описывают это психологи?

Синдром отличника — это постоянное стремление к превосходству и очень высокие требования к себе и другим. Что очень важно — начинается все в детстве, в первых классах школы. Старательному, смышленому ребенку легко получить пятерку, родители восхищаются, требуют держать планку. Но в средних и старших классах нагрузка возрастает в разы, отличные отметки требуют многочасовой работы. Отличник не может себе позволить скатиться на четверки, он постоянно испытывает внутреннее психологическое напряжение, страх перед неудачей и неуверенность в себе. А если на него оказывается давление со стороны родителей, преподавателей, психика ребенка оказывается точно зажатой в тиски. Психологи утверждают, что недостаточная уверенность в себе — характерная проблема многих успешных детей и подростков. Учеба выступает здесь как своеобразный компенсационный механизм, способ привлечь к себе внимание, заработать хорошее отношение окружающих. Если в начальной школе вы замечаете формирование у своего ребенка синдрома отличника, нужно также прислушаться к советам психологов.

Очень важно научить ребенка спокойно и достойно проигрывать!

Задача каждого родителя — вырастить счастливого, здорового человека. А потому нужно быть внимательным к своим детям. Необходимо, чтобы ребенок осознавал, что его любят и ценят не за оценки и идеальное поведение, а просто за то, что он есть — такой уникальный, неповторимый, как и каждый из его сверстников. Очень важно научить ребенка спокойно и достойно проигрывать. Постоянно объяснять ему, что невозможно быть везде лучшим, что жизнь и без этого прекрасна. Ну и конечно, нужно убедить его не зацикливаться на формальностях. Ведь пятерка — это, по сути, формальность, не отражающая всей глубины человеческой личности. Например, Альберт Эйнштейн был рассеянным троечником, едва окончил училище. Томас Эдисон с четырьмя классами образования, которого школьный учитель называл «безмозглым», на старости лет часто повторял: «Неужели вы думаете, что я изобрел бы что-нибудь, если бы ходил в школу!»

Источник: Ольга Денисова / Между нами, женщинами №06-2014

Оставить комментарий