Коллеги шепчутся за спиной

Бороться или увольняться?

Отношения в рабочем коллективе не всегда складываются благополучно: к кому-то из сотрудников коллектив может относиться негативно, а иногда такая всеобщая нелюбовь перерастает в настоящий психологический террор. Как решить эту проблему?

Подобная ситуация встречается довольно часто. Причины негативного отношения со стороны коллег могут быть внешние и внутренние. Внешние причины обычно понятны и известны: чаще всего это рабочий конфликт, о котором знают все сотрудники. В этом случае моббинг заканчивается, как только конфликтная ситуация будет полностью урегулирована.

Как правило, негативное отношение коллег бывает вызвано внутренними причинами. Это могут быть какие-то барьеры в общении, которые люди сознательно или бессознательно возводят вокруг себя и тем самым противопоставляют себя окружающим.

Чаще всего это банальное неумение общаться с другими людьми, но может быть и так, что человек по каким-то собственным внутренним причинам не принимает традиции коллектива или даже отторгает их.

Многие современные люди закрыты для общения: их волнуют только собственные проблемы, поэтому на интересы коллектива они не обращают никакого внимания. В большинстве случаев это провоцирует агрессию, потому что поведение такого человека при общении с окружающими воспринимается как угроза.

Например, на простой вопрос: «Вы сейчас свободны?» – он агрессивно отвечает: «И что из этого?» Со стороны самого человека такой резкий ответ – всего лишь защитная реакция, а окружающие воспринимают это как барьер для нормального общения.

Если человек закрыт для общения, то вокруг него очень часто возникают и другие барьеры. В психологии их называют барьерами дистанции: «вверх-вниз» или «дальше-ближе». Если вы сознательно или бессознательно выстраиваете вокруг себя такие барьеры, это непременно вызовет негативное отношение со стороны окружающих.

Барьер «вверх» – это всегда директивная позиция. Слишком самоуверенный человек, который ставит себя выше других, слышит только то, что совпадает с его собственным мнением, всегда воспринимается окружающими негативно: они видят в нем высокомерного человека.

Барьер «вниз» – это позиция маленького человека. Он старается спрятать свое «я» и не привлекать к себе внимания окружающих. В этом случае человек становится «серой
мышкой»: коллеги зачастую просто не замечают его присутствия и вообще никак к нему не относятся.

Испуганная девушка смотрит в дырку в стене

Барьер «дальше» – это отдаление от сослуживцев на максимальное расстояние. Если человек концентрируется исключительно на самом себе, не участвует в жизни рабочего коллектива, то возникает длинная дистанция. Такой человек избегает прямых взглядов и рукопожатий и тем самым становится недосягаем для коллег.

Барьер «ближе» – другая крайность. Такой сотрудник при общении быстро переходит на «ты» и резко вторгается в личное пространство сослуживцев. Подобное поведение никому не нравится, и это создает барьеры в общении. Они отдаляют человека от коллег и служат причиной их неприязни.

Чтобы не возникало таких ситуаций, нужно научиться слушать и понимать собеседника, а также не допускать ошибок при общении с коллективом. Основной ошибкой является то, что многие люди смешивают личные отношения с рабочими. В рабочем коллективе существуют только деловые отношения, поэтому общение с коллегами должно быть исключительно деловым.

Так что если вас критикуют за ненадлежащее выполнение вами рабочих обязанностей, то относиться к такой критике нужно конструктивно и без личной обиды, так как она не имеет ничего общего с персональным отношением к вам!

Источник: Светлана Королева, психолог / Домашняя энциклопедия №03-2016

Добавить комментарий