Коллекторство сегодня - это деятельность, которая не лицензируется, компании не аккредитуются, а эти услуги не стандартизируются

Что делать, если на вас «наезжают» коллекторы

Коллекторство сегодня — это деятельность, которая не лицензируется, компании не аккредитуются, а эти услуги не стандартизируются. Если проанализировать данные, согласно которым банки еще в 2013 г. передавали до 40% долгов коллекторам, а прогнозы на 2014 г. сулили, что перекредитованным в этом году население станет более чем на полтриллиона рублей, становится не по себе…

Довольно распространена этими субъектами практика поздних звонков, десятка звонков один за другим, предложения личной встречи… Доходит и до встреч… Все это как минимум нарушение прежде всего конституционных прав на отдых, совершение мелкого хулиганства.

В цивилизованном же смысле коллекторы применяют средства и методы законного давления на неплательщиков. Не больше, но и не меньше. Конечным итогом становится полное погашение существующей задолженности.

И вот здесь беда для нас всех: в областях общественной жизни, деятельность которых описана в законах, общего порядка зачастую нет… Что уж говорить о деятельности, которая, что называется, на грани соблюдения закона и совсем не упомянута в действующем законодательстве.

Закона нет, есть лишь три письма Роспотребнадзора да пленум Верховного суда РФ. Однако это позволяет выделить несколько нюансов.

Спроецируем ситуацию, распространенную в подавляющем количестве случаев-

У коллекторов ваш банковский долг:

Во-первых коллекторы не являются субъектами банковской деятельности, нет лицензии. Соответственно банк не может передать долг тому, у кого будет меньше прав и обязанностей. Но вышедшее в этом августе постановление пленума Верховного суда оговорило такое право в случае его специального указания в договоре. Нужно понимать, что свободу договора никак не обойти.

Во-вторых личность кредитора имеет существенное значение в этой связи для должника. Он брал кредит в банке как-никак… Поэтому согласие должника на переход необходимо — и судебная практика об этом свидетельствует.

В-третьих общие для всех случаев нарушения банковской тайны или персональных данных, как в других ситуациях. В этом случае — непаханое поле для взыскания с агентств морального ущерба, причиненного бесконечными звонками, письмами по электронной почте. Можно и нужно рассматривать вопрос обращения в прокуратуру. Достаточно вашего сигнала, описания ситуации и упоминания того, что деятельность эта не урегулирована, а в действиях коллекторов вам видится мелкое хулиганство, вымогательство и т.п. В таком случае коллекторов обязательно побеспокоят.

В настоящее время учащаются случаи, когда агентства обращаются к коллекторам в связи с нарушением договора без судебного решения и факта просрочки выплаты по денежному обязательству — например по ЖКХ… В данном случае общения с коллекторами не нужно избегать, тщательно документируя все их обращения — запись, расшифровку разговора (в нем нужно ограничиться просьбой представиться и узнать, кого и на основании чего представляют обратившиеся), распечатку СМС. Нужно взять также список ваших звонков у оператора. Вместе с обращением в полицию или прокуратуру этого будет достаточно.

Оставить комментарий