Николай Еременко: Тот, кто покорял без слов

Николай Еременко: Тот, кто покорял без слов

«Вообще, актер — профессия опасная. Недаром артистов в средневековье хоронили за городской стеной. Ведь что такое актер, который играет роль? Он перевоплощается. Это временная потеря своей личности. Кто это может себе позволить, кроме Бога? Актер — профессия грешная, поэтому часто приходится просить прощения. Но никуда от этого уже не денешься. Кто однажды перевоплотился и еще получил успех, тот всю оставшуюся жизнь будет ждать следующего момента.»
Николай Еременко

В начале славных дел

«Кинозвезда», «красавец и сердцеед», «настоящий мужчина», «многогранный талант» — эти восторженные эпитеты еще только ожидали мальчика, впервые увидевшего свет 14 февраля 1949 года в роддоме г. Витебска. А пока родители — народный артист СССР Николай Николаевич Еременко и народная артистка БССР Александра Орлова — называли его просто Коленькой.

Николай Еременко и родители — народный артист СССР Николай Николаевич Еременко и народная артистка БССР Александра Орлова

Как ни банально это звучит, все детство Коли Еременко прошло за кулисами. Он играл с реквизитом: в любом театре хватает бутафорского оружия, а что еще надо мальчишке? А в 12 лет снялся вместе с мамой в фильме о правилах дорожного движения, сыграл малолетнего дорожного хулигана. Среди сверстников ему постоянно приходилось доказывать, что он — «свой в доску», а вовсе не маменькин и папенькин сынок.

Во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова, Николай попал со второго захода: на первый набор он просто-напросто опоздал. Знаменитый режиссер знал еще его отца — карьера Еременко-старшего началась с фильма «Люди и звери», снятого Герасимовым. Николай старался оправдать доверие мэтра, пообещавшего его отцу «из этого мальчика артиста сделать», и учился не просто старательно, но с азартом. Однако молодость и натура брали свое: за прогулы, «хвосты» и хулиганство на второй, третий и четвертый курсы Еременко переводили… условно. В одном из своих поздних интервью он сказал: «Я все как-то успевал совмещать — и съемки, и спорт, и друзей, и девочек, и бессонные ночи… Я же актер, мне надо все про моих героев знать, а для этого надо все испытать на своей шкуре… Главное — вовремя остановиться».

1970 год, учеба в институте осталась позади. Тут-то и выяснилось, что жить молодому дарованию просто негде. Еременко неоднократно приходилось удирать от милиции и спать на Белорусском вокзале («поближе к родине»). В 1971 году его приняли в «Театр-студию киноактера», а в 1976 — в студию им. Горького. Так творческие и бытовые проблемы Николая Еременко постепенно утряслись.

Наш ответ Голливуду

«Я не прагматик и не романтик, я — реалист. Романтичным я бы не выжил 30 лет в кино. Это достаточно жесткий мир, где, как сказал один великий артист, романтики со смазливой мордочкой плохо заканчивают.»

1975 год. Первую значительную роль — Жюльена Сореля — Еременко сыграл в фильме Сергея Герасимова «Красное и черное». Успех был колоссальный, грандиозный, просто ошеломляющий! Причем и в Советском Союзе, и за границей. Одни только французы не отважились одобрить иное прочтение своей классики: в 1954 году роль Жюльена сыграл сам Жерар Филипп. Этот фильм так и остался у Еременко самым любимым: первый успех в творчестве — как первая любовь. Забыть его, уменьшить его значение — невозможно.

1975 год. Первую значительную роль - Жюльена Сореля - Еременко сыграл в фильме Сергея Герасимова «Красное и черное»

Когда есть друзья и почитатели, найдутся и недруги. Одним из них оказался… Василий Макарович Шукшин. «Наверное, он думал, что я один из тех очередных сынков, которые всеми правдами и неправдами пробиваются во ВГИК, перейдя дорогу кому-то из народа. Я это чувствовал и обходил его стороной. Время шло, появились фильмы «Красное и черное» и «Юность Петра», где я играл Меньшикова. И вот на «Мосфильме» иду я по лестнице в актерский отдел, а навстречу Шукшин. Думаю: «Господи, за что мне?!» Но, вижу, издалека улыбается и первый говорит: «Здравствуй, Коля». Я понял, что мне дали «добро» — мол, занимаешь свое место», — позднее вспоминал актер.

Холодность и слегка презрительное высокомерие, казалось, навсегда застыли на красивом лице Николая Еременко. А вот в душе… в душе высокомерия не было. И на огромное количество приходивших ему писем актер отвечал сам, уважая почитателей своего таланта.

1979 год. На экраны вышел первый советский боевик (сейчас написали бы «блокбастер»), «наш ответ Голливуду», — «Пираты XX века». Этот фильм занял в биографии актера особое место. Вначале режиссер не хотел брать Еременко, не видя в нем «крутого парня», а роли смазливого героя-любовника в «Пиратах» не было. Но актер не отступился: раздевшись до пояса и демонстрируя рельефные мускулы, крутил сальто, стоял на голове и показывал приемы рукопашного боя. И переубедил-таки режиссера!

1979 год. На экраны вышел первый советский боевик «Пираты XX века»

Каждый съемочный день надо было выдержать 7 часов сплошных трюков: драться, прыгать в воду, нырять. Однажды Еременко едва не погиб: в воде, в полуметре от судна, актера стало затягивать под лопасти винтов. Но, слава Богу, он не растерялся и выплыл.

Поклонники его Жюльена Сореля, посмотрев «Пиратов», засыпали актера гневными отповедями: мол, стыдно Вам сниматься в такой дряни! Другие же, наоборот, восторгались и даже просили выслать им инструкции по каратэ. А вот критики, высокопоставленные партийцы и комсомольские лидеры, несмотря на то что фильм принес стране колоссальную прибыль, разве что не плевались на это «подражание гнилому Западу».

В творческом багаже Николая Еременко — около ста ролей в таких замечательных фильмах, как «Снайпер», «31 июня», «Царская охота», «Горячий снег», «Крестоносцы», «Маросейка, 12», «Тесты для настоящих мужчин» и еще многих, многих других. Но титул лучшего актера Еременко присвоили именно в 1981 году — по опросу журнала «Советский экран», за роль в «Пиратах XX века».

Николай Еременко - «Царская охота»
«Всегда быть вместе не могут люди»

«Мужчины с таким взглядом покоряют без слов» — это слова одной из многочисленных поклонниц таланта Николая Еременко. Они буквально преследовали своего кумира: поджидали в подъезде, караулили под дверью, беспрестанно звонили по телефону — и так изо дня в день. А те, кто понаглее, могли заявиться с вещами: мол, я жить без Вас не могу и никуда отсюда не уйду! Выпроводить очередную незваную гостью бывало тяжеловато.

Да уж, Вере Титовой — супруге Еременко — приходилось нелегко. Полюбив Николая, она отказалась от карьеры актрисы, закончила киноведческий, и в 1974 году они расписались. Через два тода родилась дочь Ольга. Вера работала в Союзе кинематографистов, занималась семьей и стоически, без истерик и скандалов, переносила «любовные зигзаги» мужа и постоянные выходки его поклонниц.

Николай Еременко с супругой и дочерью

Даже после смерти мужа ее ждал неприятный сюрприз: оказалось, что у актера была вторая семья, в которой росла его дочь, Татьяна. Он любил ее, заботился и дал свою фамилию. А вот мать девочки, Татьяну Масленникову (с которой он познакомился на восьмом году супружеской жизни с Верой), уговорил не рассказывать об их связи, пока он жив. Не хотел огорчать родителей, особенно отца, никогда не одобрявшего его любовных приключений. Сильная, любящая женщина, Татьяна вынуждена была согласиться.

Как говорят в народе, Бог любит троицу. Была в жизни Николая Еременко и третья любовь. В 1994 году Еременко приехал в Минск с намерением снять фильм «Сын за отца», которым он надеялся «вернуть сыновний долг»: последнее время Еременко-страший мало снимался, хандрил. Все приготовления были позади, оставалось найти ассистента режиссера. Им оказалась милая девушка — Люда, Людочка, Людмила — умная, обаятельная и непосредственная. Сейчас можно лишь спорить да гадать, что толкнуло их в объятия друг друга — мятущаяся душа Николая Еременко, его кризис среднего возраста (он был старше ее на целых восемнадцать лет) или же огромное, всепоглощающее чувство, та самая Любовь, с большой буквы. Наверное, и то, и другое, и третье.

Николай Еременко

Влюбленные встречались шесть лет: он приезжал в Минск, она — в Москву, пока, наконец, Еременко не развелся с женой и не вызвал Людмилу. Они мечтали о будущем, но его — увы — не случилось. Казалось бы, вот оно, счастье — рядом, лишь руку протяни! И в то же время, в то же время… Несмотря на любовь, Еременко мучило чувство вины перед женой, ставшей ему за долгие годы совместной жизни настоящим другом. А Людмила, к сожалению, так и не родила своему гражданскому мужу такого желанного им сына. После похорон она вернулась в Минск, а вскоре взяла фамилию любимого человека, став Людмилой Еременко. Говорят, она до сих пор одна. Галина Александровна, мать Николая Еременко, ее очень любила.

Обрыв киноленты

«Я люблю свой дом, но по натуре я скорее одиночка, меня, угнетает любой коллектив, я рожден жить один. Такие мужчины, как я, не созданы для семейной жизни», — эти слова Николая Еременко поневоле наводят на размышления. Говорили, что фильм «Подари мне лунный свет», в котором главный герой мечется между женой и молодой любовницей, фильм о любви и душевных терзаниях — снят отчасти о нем. Символично и то, что он оказался последним фильмом Николая Еременко.

Потеря отца (Еременко-старший умер 1 июля 2000 г.), отсутствие достойных ролей, душевный дискомфорт, а, главное — невозможность «дать слабину», показать хотя бы друзьям, что и он способен на ошибки и страдания из-за этих ошибок… А сохранять каменную невозмутимость и бравировать цинизмом, когда на душе скребут кошки, когда душу, будто кислотой, выедает тоска, невыносимо тяжело. Мука мученическая. В конце концов он не выдержал: 27 мая 2001 года Николай Еременко умер от инсульта. Ему было всего 52 года.

Николай Еременко на кинофестивале

Его внезапная смерть — смерть здорового человека, не мыслящего дня без спорта — похожа на обрыв киноленты. Да, так бывает: актеры играли, оператор снимал, режиссер старался что-то сказать, но вот что — мы никогда уже не узнаем. Лента оборвалась и восстановлению не подлежит. Все. Конец фильма. И, наверное, не стоит теряться в догадках, не стоит ничего домысливать — надо просто помнить…

Источник: Виктория Мазур / Кудесница №01-2012

Оставить комментарий