Изучаем форму и объем или почему шарик катится, а кубик - нет?.. – WOW Journal
Мама с малышом играют в развивающие игры
Loading

Изучаем форму и объем или почему шарик катится, а кубик – нет?..

Конус, шар, эллипс, параллелепипед… Эти ученые слова войдут в обиход крохи еще ой как нескоро. А вот с разными предметами он сталкивается постоянно. Почему шарик катится, а кубик – нет?.. «Загадки» начинают интриговать маленького исследователя едва ли не раньше, чем он твердо начнет стоять на ножках. И наша задача – помочь ему разобраться в них.

Маленькая девочка играет в мягкий сортер

Не переусердствуйте!

Абстрактные знания активизируют работу левого полушария мозга, отвечающего за логическое мышление, в то время как у детей первых лет жизни в норме должно доминировать правое, отвечающее за эмоционально-образное мышление. Чрезмерное увлечение логическими играми может негативно сказаться на эмоциональном и творческом развитии крохи.

Поэтому, прежде чем закупать развивающие пособия и начинать занятия, следует запомнить несколько важных правил:

Начинайте игру только тогда, когда малыш ею заинтересуется, и прекращайте раньше, чем она ему наскучит.

Все занятия должны проводиться только в игровой форме.

Дайте крохе время и возможность самому справиться с заданием, но не оставляйте его один на один с неразрешимой для него задачей. Выполняйте задание вместе с ним, но не вместо него.

Если задание выполнено неверно, не торопитесь подсказывать ребенку правильный ответ. Предложите вместе найти и исправить ошибки.

Бурно радуйтесь даже самым скромным достижениям малыша.

Помните, что все самые важные открытия ребенок совершает не под руководством взрослого, а в процессе самостоятельного исследования окружающего мира.

Следите, чтобы логические игры занимали не более трети времени бодрствования малыша. Остальное время должно приходиться на ролевые и творческие игры.

Мягкое знакомство

Начальные представления о форме кроха, как правило, получает уже в первые месяцы жизни. Ведь большинство развивающих игрушек для самых маленьких – от погремушек до конструкторов – это кубы и трапеции, шары и пирамиды. Запомнить их названия для малыша не сложнее, чем выучить, как называются другие предметы и явления, с которыми он сталкивается в своей повседневной жизни. Но само по себе слово «шар» или «куб» мало что проясняет для крохи. Для развития гораздо важнее, чтобы малыш уловил, чем отличается кубик от пирамиды, какие особенные свойства есть, к примеру, у шара и т. д. Но как же рассказать об этом ребенку, которому всего несколько месяцев от роду? Конечно, ваш малыш пока еще не умеет разговаривать, да и обращенную к нему речь воспринимает с трудом, зато именно сейчас у него прекрасно развита тактильная чувствительность. Этим-то мы и воспользуемся.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: С объемными, трехмерными фигурами грудничку разобраться гораздо проще, чем с плоскими, двухмерными, которые не обладают столь ярко выраженными сенсорными отличиями, поэтому знакомство с последними стоит на некоторое время отложить.

Для первого знакомства выберите геометрические объекты с сенсорной поверхностью. Например, мягкий сортер.

Мягкий сортер для малышей

Или фигурки с шершавой пупырчатой поверхностью.

Шарики с шершавой пупырчатой поверхностью для малышей

Ощупывая разнофактурные фигурки, малыш будет познавать их свойства буквально всей кожей. Проведите ручкой крохи по поверхности шара, по острым ребрам и гладким сторонам куба, подтолкните и тот и другой предметы детской ладошкой, чтобы малыш увидел, что шар катится, а куб – нет.

ВАЖНО! С самого начала называйте геометрические объекты грамотно, чтобы потом не пришлось переучивать малыша.

Станция сортировочная

После 7-8 месяцев дети обычно начинают интересоваться собственно сортерами – ящиками с прорезями, в которые просовываются геометрические тела. Для начата дайте крохе всего одну фигуру, лучше всего – шар, а остальные уберите из его поля зрения. Покажите, как шар можно протолкнллъ в дырочку.

Сортер - ящик с прорезями для малышей

Лучше всего сделать это, взяв ручку малыша в свою. При этом объясняйте малышу, что вы делаете: Куда бы нам просунуть шар: Может, в эту дырочку? Ой, она не подходит, здесь есть углы, а у шара углов нет… А может, сюда? Точно! Дырочка круглая, как раз для шарика подойдет!»

Когда малыш безошибочно научится находить отверстие для шара, предложите ему куб, затем трехгранную призму и лишь потом – сложные фигуры: пятиугольную призму, звезду и т. д. Лишь после этого можно предложить крохе на выбор две или три фигуры.

Кто там прячется?

Превосходное пособие для сенсорного знакомства с геометрическими фигурами – игра «Волшебный мешочек». Однако в ее классическом виде она рассчитана все же на детей не младше двух или даже трех лет. Но для самых маленьких тоже можно найти подходящий вариант подобной игры. Малыш бросает шарики, как обычно, в прорези сортера. И они попадают в широкую и длинную трубу, один конец которой закрыт мягкими силиконовыми шторками.

Игра-сортер «Волшебный мешочек» для малышей

Спрячьте в этом контейнере две простые геометрические фигуры – например, шарик и кубик. Дубликат одной из них дайте крохе в ручку. Попросите его на ощупь найти точно такую же фигуру, просунув вторую ручку в контейнер. Если малыш еще не очень понимает, что от него требуется, возьмите его ладошку в свою и ищите вместе.

Объясняйте, что вы делаете: «Нука, где у нас кубик? Нет, это точно не кубик, ведь у него, наверное, острые уголки. Наверное, это шарик!» Когда малыш освоится, дайте ему выбрать из двух похожих фигур: шар и овоид, призма и пирамида, куб и параллелепипед.

НАШ СОВЕТ: Давайте заданную фигурку крохе то в правую ручку, то в левую. Это будет способствовать развитию межполушарных связей.

На следующем этапе попросите ребенка найти фигурку, которую вы ему показываете, и уж совсем высший пилотаж (с этим дети обычно справляются не раньше трех лет) – отыскать ее по устному описанию.

В одной плоскости

Как уже говорилось выше, малышу сложнее научиться различать плоские фигуры, чем объемные, так что начинать знакомиться с ними стоит несколько позже – ближе к году. Как и в случае с трехмерными телами, опираться стоит прежде всего на тактильные ощущения и моторику.

НАШ СОВЕТ: Чтобы обогатить сенсорные ощущения, можно кисточкой нанести по контуру готовых или самодельных геометрических фигур перенасыщенный раствор поваренной соли. Когда он высохнет, край фигуры станет шершавым на ощупь.

Классическая игрушка, формирующая представления о геометрических фигурах, – рамки и вкладыши Монтессори. Проведите пальчиком малыша по грани фигурки и по рамке, в которую ее следует вставлять, помогите ребенку совместить рамку и вкладыш.

Рамка-вкладыш Монтессори для малышей

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Для самых маленьких выбирайте модели, где рамки не объединены в одно игровое поле и их можно брать по одной. Так малышу будет легче разобраться, что от него требуется.

Закрепить представления о плоских фигурах помогут геометрические пирамидки. Они бывают очень разные, иногда – невероятно хитроумные.

Геометрические пирамидки для малышей

Например, для одной пирамидки нужно не просто рассортировать геометрические фигуры по форме, но еще и ловко попасть дырочками на нужное количество штырьков, которое варьируется у разных фигур.

Геометрические пирамидки со штырьками для малышей

Для другой пирамидки все детали одинаковые, а вот сечение стержней разное, и, чтобы собрать головоломку, нужно подобрать колечки с отверстием правильной формы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Собрать такую пирамидку довольно сложно. С этим заданием малыш может справиться после того, как научится без проблем нанизывать колечки на стержень обычной пирамидки, то есть, не раньше чем к двум годам.

Фигура, замри!

Когда кроха разберется, как вставить геометрическую фигуру в рамку, попробуйте усложнить задачу. Оказывается, каждый круг, квадрат или прямоугольник можно разрезать на несколько частей.

Рамка-вкладыш Монтессори сложная для малышей

Теперь их придется подгонять друг к другу, вставляя в рамку. Начните с фигур, разрезанных надвое по прямой. Со временем задачу можно будет усложнить: увеличить количество частей или выбрать головоломку, где фигуры разрезаны по ломаной линии. Эти игрушки малыш сможет освоить ближе к трем годам.

ВАЖНО! Обращайте внимание крохи на то, какая фигура получилась из разрозненных частей: «Смотри, мы с тобой сложили два полукруга и получили целый круг. А из двух прямоугольников вышел квадрат!»

Когда малыш обнаружит, что практически все предметы состоят из знакомых ему геометрических фигур, это перевернет его представление о пространстве. Помочь ему совершить это открытие можно при помощи мозаик-пазлов, картинки которых состоят из простых элементов: кругов, треугольников, овалов.

Мозаика-пазл, картинки которой состоят из простых элементов: кругов, треугольников, овалов

Вкладывая геометрические фигуры в рамки на игровом поле, маленький исследователь на собственном опыте убеждается, что колеса машины и яблоки на деревьях круглые, а крыша дома или новогодняя елка легко вписываются в треугольник.

С такой игрой легко справится трехлетка, но и двухлетка, если он уже начал осваивать обычные рамки и вкладыши, при помощи папы или мамы вполне сможет разобраться, что от него требуется.

Кстати, такая головоломка может быть не только плоской, но и объемной. Как, например, симпатичная пирамидка «Пиратский корабль». Туловища пиратов – кубы, в которые вписаны плоские цилиндры, а парус – пирамида из деталей разного размера и формы.

Пирамидка «Пиратский корабль» для малышей

Конечно, от младенческих игр с забавными разноцветными фигурками до настоящей геометрии – целая пропасть. Но она не столь безгранична, как вам кажется. И, начав уже сейчас развивать пространственные представления крохи, вы поможете ему преодолеть эту пропасть легко и безболезненно.

Источник: Ася Штейн, педагог, специалист по раннему развитию / Мой кроха и я №05-2011

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд

Добавить комментарий

Один комментарий