"Речевые университеты" крохи в период с 6 до 12 месяцев – WOW Journal
Мама читает малышу книжку
Loading

“Речевые университеты” крохи в период с 6 до 12 месяцев

Как организовать “речевые университеты” крохи в период с 6 до 12 месяцев?
Не улыбайтесь скептически! Ведь вы же хотите к году услышать его первые слова?

Молодая мамочка, гуляющая в парке с розовощеким 6-месячным карапузом, с откровенной гордостью говорит: “Он все понимает!” И, как бы в подтверждение ее слов, малютка, сидящий в коляске, радостно хлопает себя по ножкам и приговаривает: “Дя-дя-дя!”

Продолжаем разговор

Такие сцены — вовсе не игра на публику. Намерения мамы “разговорить” ребенка вполне серьезны, поэтому она снова обращается к малышу: “Попроси тетю
взять тебя на руки”. Кроха понимающе кивает и тянет свои ручонки: “Дя! Дя! Дя!” Пухлые пальчики требовательно сжимаются и разжимаются в призывном жесте. Оказавшись на руках у мамы, карапуз в порыве благодарности обеими руками сжимает ее щеки: “Дя!” От радости, что его взяли из коляски, он подпрыгивает, хлопает в ладоши и ликует: “Дя-дя-дя!” “Кто это?” — мама показывает на проходящего мимо мужчину. “Дядя”, — без запинки отвечает кроха. “Пора кушать! — говорит счастливая мама. — Скажи тете “до свидания”! Маленькое чудо, снова оказавшись в коляске, приветливо машет оттуда ручкой и приговаривает: “Дя, дя-дя!”

Освоенный карапузом слог универсален! С его помощью он выражает приветствие, благодарность, требование, восторг. И при этом меняет ритм, темп высказывания, окрашивает его интонацией, эмоциями. Просто удивительно! Наверняка в его речевом арсенале скоро появятся и другие звукосочетания и слова.

Эксперименты

Попробуйте произнести самые ласковые слова невыразительным голосом да еще с угрюмым лицом. В лучшем случае малютка взглянет на вас удивленно. А теперь улыбнитесь и повторите все выразительно. Кроха залепечет в ответ. Есть контакт!

Интонация, жесты, мимика вызывают живой интерес малыша. Ведь произвольное внимание у него еще не развито. Удержать интерес крохи очень сложно! Сосредоточенно наблюдать за чем-то он может не более 1,5-2 минут. Конечно, игрушки привлекают его больше. А голос? Если видите, что к вашим словам дитя глухо, смените тактику: произнесите короткий стишок шепотом, с загадочным видом. Удалось завладеть его вниманием? Снова неудача? Оживите мимику, поработайте над интонацией. Может быть, кроху привлечет пение? Только не переусердствуйте. А то малютка решит, что общаться надо именно так, и перейдет на “вокал”.

А если серьезно, не впадайте в крайности. Приучайте ребенка вслушиваться в звучание обычной речи, в музыкальные ритмы, а также в звуки окружающего мира. Тогда его развитие будет гармоничным.

Разные детские игрушки

Игрушки-лопотушки

Если с первых дней малыша окружали слова забавных пестушек, потешек, закличек и прибауток, его вхождение в мир звуков и слов будет естественным и непринужденным. Об этом постоянно говорят педагоги и логопеды. Однако с каждым годом все дальше уходят от нас народные традиции, забываются пальчиковые игры. У молодых родителей не хватает времени выучить нехитрые стишки для самых маленьких. В результате дети начинают поздно говорить и приходят в ясли и сады со значительным отставанием в речевом развитии.

В различных центрах для родителей, в детских учреждениях проводятся семинары, мастер-классы по фольклору. Конечно, молодых мам и пап надо учить общаться со своим малышом! Большую помощь в этом способны оказать бабушки и дедушки. Если они есть в вашей семье, прислушайтесь к их мудрым советам и не пренебрегайте помощью. Бабушки наверняка покажут, как заниматься с малышом пальчиковой гимнастикой. Они вспомнят такие игры, как “Ку-ку!”, “Сорока-белобока”, “Коза- дереза”, “Догоню-догоню”, “Пока-пока”, “Ладушки”. Взяв в свои руки ручонки внуков, бабушки устроят целое представление:

Прилетели воробьишки в огород.
Спрашивают: “Чей горох? Чей горох?”
Дима говорит: “Мой горох! Мой горох!”
Воробьишки спрашивают: “Чиви, чиви, чиви?”
Дима говорит: “Кыш, пошли!”
Воробьишки: “Прр! Полетели!” На головку Диме сели!

Такие игры и целенаправленные занятия с малышом, несомненно, приносят пользу. При этом мама всегда может оценить, насколько достижения ребенка соответствуют его возрасту.

Во втором полугодии (с 6 до 12 месяцев) малыш все глубже погружается в речевую среду. Он уже прекрасно знает, кто такие мама, папа. И поворачивает в нужном направлении голову, услышав эти слова. Здесь не запутаешься. Ведь мама-то одна, и папа — тоже. С бабушками и дедушками сложнее: их, как правило, от двух и больше… Просто глаза разбегаются! Но и с ними удается разобраться: “баба Лена”, “баба Ира”, “деда Игорь”, “деда Саша”. А вот как быть с мячиком? На первых порах малыш играл мягким тряпичным мячиком, и слово “мяч” связывает только с ним. А взрослые называют этим словом еще и прыгающий резиновый шар, и кожаный, с которым большие ребята во дворе играют. Здесь легко запутаться. Впрочем, как и с мишкой. Вот он, единственный: плюшевый великан, с которым можно и кашкой поделиться, и побороться. Никакого другого малыш не признает! И даже если вы незаметно уберете из детской кроватки этого изрядно потрепанного друга, заменив его новым, на вопрос: “Где мишка?” кроха будет упорно искать того, родного. Вы, конечно, скажете: “Смотри, какой красивый новый мишка!” А ребенок станет обеими руками отпихивать эту неземную красоту и всем своим видом говорить: “Какой же это мишка? Это — непонятно что!”

Чтобы кроха быстрее освоил универсальность слова, играйте с ним во всевозможные обучающие игры-взаимодействия. Показывая свою руку, говорите: “Мамина ручка”. Берете руку малютки: “Мишина ручка!” Гладите ею свою руку: “Где мамина ручка? Вот мамина ручка! Где Мишина ручка? Вот Мишина ручка!” Таких повторов надо сделать несколько, прежде чем кроха научится различать, где чья рука. Не останавливайтесь на достигнутом. Есть еще носик, глазки, ушки, волосики
и т.д. И заметьте, все это можно найти и у куклы, и у кошки, и у собачки… Собираясь на прогулку, приговаривайте: “Вот Мишина шапочка. А где мамина шапочка? Вот мамина шапочка! Это Мишины сапожки. А это — мамины сапожки. Завяжем Мише шарфик. А где мамин шарфик?” Перенос одинаково звучащего слова с одного предмета на другой дается малышу нелегко. Здесь главное — не потерять ориентиры!

Примерно к 9 месяцам кроха уже осваивает простейшие обобщения. Поэтому, услышав вашу просьбу: “Дай машинку!”, вопросительно смотрит, как бы спрашивая: “Какую? Ведь их так много!”. То же самое — с куклой. Вы спрашиваете: “Где куколка?” А дочка по очереди показывает на свое кукольное окружение, приговаривая: “Де, де, де…” (“Здесь, здесь…”).

Игрушка паровозик с разными игрушками

Изучаем и обучаем

Любая игрушка в руках взрослого может стать и инструментом обучения, и объектом изучения. Неторопливо рассматривая игрушку, задавайте крохе вопросы и тут же на них отвечайте, вынуждая малыша совершать какие-то действия, произносить звукосочетания. “Где цыпленочек? Вот желтый цыпленочек. Он маленький, пушистый. Потерял цыпленок маму и пищит: “Пи-пи-пи”. Как цыпленочек зовет маму-курочку? А вот и мама. Она кудахчет: “Ко-ко-ко”. Как курочка кудахчет? Курочка принесла цыпленочку зернышки. Давай покормим цыпленочка из ладошки. Как он будет клевать зернышки? Клюв-клюв-клюв (стучите пальцем по раскрытой ладошке малыша). Цыпленочек склевал зернышки и стал бегать (указательный и средний пальцы “бегут” по ладошке к пальчикам малютки)”. В этом развлечении есть все: и знакомство с новыми словами, и обучение звуко-произношению, и пальчиковые игры. Устраивайте подобные представления регулярно. Малютка войдет во вкус и с удовольствием будет вам подыгрывать, активно и эмоционально участвовать в домашних мини-спектаклях.

С 9 месяцев малютка уже вычленяет из потока речи отдельные слова и пытается повторить их вслед за вами. Теперь любое свое действие он будет сопровождать каким-то возгласом, отдельным слогом или звуком. В его речи появится так называемая функция обозначения. “Бах!” — говорит кроха и бросает на пол игрушку. “На!” — и протягивает вам мячик. “Дай!” — призывно манит ручонкой, заинтересовавшись каким-то предметом. Это уже вполне осмысленная голосовая реакция. Задача взрослых — поощрить речевое творчество малыша. Ребенок должен войти во вкус говорения и словотворчества.

Рассматривая картинки с изображением животных, пусть подражает голосам животных. “Какая красивая собачка. Как она лает? Ав- ав-ав!”. “А вот кошечка. Позовем ее. Кс-кс-кс”. “Коровка гуляет на лугу. Она мычит: му-у-у…” и так далее. Катая по полу машинку, “посигнальте” вместе с крохой: “Би-би-би…” Наблюдая за игрушечным паровозиком, погудите: “У-у-у…” А слушая тиканье часов, повторяйте: “Тик-так, тик-так…” После таких речевых тренингов, видя на улице собак, карапуз всех их непременно назовет “ав!” или “гав!”, а кошек— “кс”, “мя”, “мяу”. Птички будут “пи”, девочки — “ля”, деревья — “ди” и так далее.

Если малыш часто становился свидетелем вашего пения и его отход ко сну сопровождался колыбельными, то к 9 месяцам он и сам захочет что-то исполнить под любимую мелодию. Одним словом, в вашей семье появился еще один собеседник, с чем и поздравляем!

Попробуем оценить успехи крохи

Итак, каковы же речевые достижения крохи к концу второго полугодия жизни?

  • Слышит и различает голоса близких людей.
  • Понимает смысл обращенных к нему слов и эмоционально реагирует.
  • Пытается повторить за вами слова.
  • Начинает осваивать звукоподражания.
  • С удовольствием принимает участие в играх, которые требуют взаимодействия (пальчиковые или с игушками).
  • Все смелее пробует называть различные предметы и действия.
  • Осваивает функцию обобщения слов.
  • Приобщается к пению, сопровождая “вокал” действиями (хлопки, топанье, ладушки).
  • Любит слушать потешки, простенькие сказочки.
  • Показывает по вашей просьбе персонажи, рассматривая яркие картинки в детских книжках.
  • Появляются первые осмысленные слова, выражающие просьбу или пожелание.

Источник: Елена Карельская, логопед высшей категории / Мой ребенок №10-2006

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд

Добавить комментарий