Каникулы без родителей
Психологи уверяют, что школьникам очень полезно хотя бы часть каникул проводить без мам и пап. Но как подготовить ребенка к поездке и пережить ее самим?!
Наконуне отъезда – позитивный настрой
“Милай мой, родной, как же ты там без меня? Если будут обижать, если будешь скучать, сразу звони!” — на вокзале плачущая мама прижимает сына к груди. Мамины слезы, страхи перед лагерем передаются ребенку. А если ему хочется поехать, он может еще и чувствовать себя предателем: мне хорошо, а маме плохо. Оптимальный вариант – позитивный настрой (“Мне будет тебя не хватать, но я очень рада, что ты здорово отбохнешь”) и обсуждение возможных проблем в конструктивном ключе.
Стоит рассказать, какое поведение может вызывать конфликты: заносчивость, обидчивость и т. д. Но при этом объясните, что никто не имеет права никого бить или портить вещи. Подобные события требуют вмешательства взрослых. Это не ябедничество, а защита.
С поездкой к бабушке проще — это родной человек. Проблемы могут возникнуть, если взгляды на воспитание различаются. Но спорные вопросы желательно решать тет-а-тет, не вмешивая ребенка.
8-9 лет – оптимальный возраст для первой поездки в лагерь, но есть дети, которые и в 6-7 лет легко переживают разлуку с родителями.
Будем на связи – не чаще, чем нужно
Каждый вечер, ровно в восемь, сын созванивается с мамой — они договорились так дома. Обстоятельно рассказывает, как прошел день в лагере. Делится проблемами — и сразу получает советы. Мама хочет как лучше, чтобы сын не скучал по дому. Вот только мальчик почему-то никак не освоится в коллективе и грустит.
Мобильные телефоны дают детям возможность всегда быть на связи. Но у этой медали две стороны. Если родители слишком активны, ребенок хуже адаптируется к новым условиям. Ценный опыт принятия самостоятельных решений тоже отсутствует, ведь каждое обговаривается с мамой. Маме, надо сказать, тоже не легче. Чадо жалуется, что кто-то его обидел или подшутил над ним, — и она сама не своя весь день. А конфликт, возможно, через полчаса исчерпан и забыт. Чтобы ребенок не
завис между домом и лагерем, ему стоит дать больше свободы. Обговорить случаи, при которых стоит звонить обязательно (заболел, пропала вещь, серьезный конфликт), а в остальных — достаточно коротких бесед раз в несколько дней и эсэмэсок.
Бывает и наоборот — когда со связью проблемы (например, в туристическом лагере ). Предложите ребенку такой способ решения сложных вопросов: мысленно поговорить с кем-то из близких и представить, какой совет они бы дали.
Ситуация с отдыхом у бабушки с этой точки зрения опять же куда проще. Вы точно знаете, что ребенок сыт, здоров и в чистой футболке. Но ведь это не единственный показатель хорошего отдыха. Поэтому объясните бабушке заранее, что вариант “не будем расстраивать маму и не расскажем ей про это” не кажется вам правильным.
Кто-то мечтает о лагере, но его ждет разочарование. Кто-то не хочет ехать к бабушке, а в итоге находит там множество друзей и занятий.
Решаем проблемы по мере поступления
Через три дня после отъезда к бабушке дочь звонит маме в слезах: все надоело, скучно, очень хочется домой. Весь вечер мама ходила сама не своя. Уже собралась брать отгул и ехать за дочкой, как та позвонила сама и взахлеб рассказывает, как ходила с ребятами на речку и помогала бабушке печь пирожки. На вопрос, что же было утром, смутилась: ну так, немного понервничала.
Две главные проблемы отдельного от родителей отдыха — это конфликт с новым окружением и тоска по дому. Часто они тесно связаны друг с другом. Не понравилось что-то на новом месте сразу хочется домой, убежать от всего этого. Скучаешь по дому — нет желания ни дружить, ни общаться, ни искать новых впечатлений. В среднем на адаптацию уходит до пяти дней.
Если ребенок отличается вспыльчивым характером и импульсивным поведением, скорее всего, будут и периоды обид, и звонки со слезами “забери меня” по очереди со “здесь так классно!”. А вот если обычно веселый, общительный ребенок отвечает на вопросы об отдыхе односложно и нехотя — стоит насторожиться и поговорить с бабушкой (вожатым).
Не задавайте вопросы, на которые можно дать типовые однозначные ответы: не скучаешь? не обижают? все хорошо? Лучше спросить, как ребенок проводил время, чем занимался, с кем и о чем говорил.
Хочу домой!
Ребенок звонит из лагеря, рыдает и говорит, что не останется в лагере ни дня. Как быть?
✎ Не ругать и не рассказывать, как много денег вы потратили на путевку: это только усугубит ситуацию. Решив, что его не понимают, он замкнется и даже может сказать, что все хорошо. Но о том, что творится на самом деле, вы не узнаете.
✎ Успокоить и убедить, что, если все так плохо, вы приедете и заберете его, но передумать будет уже нельзя.
✎ Выяснить причину. Почти наверняка это будет не тоска по дому, а обиды или конфликты с другими детьми. Если ситуация несерьезная и у ребенка просто взяли вверх эмоции, подождите пару дней.
✎ Сообщить воспитателю. Например: моего ребенка травят в отряде. Возможно, педагог не в курсе. Но бывает, что ему удобно не замечать происходящего: “Ой, а я не думал, что все так серьезно!” Но после того, как вы сообщили о проблеме максимально прямо, этот аргумент использовать не получится.
✎ Не говорить общих фраз вроде “Дай им отпор” или “Не обращай внимания”. Если бы он мог это сделать, то сделал бы. Расспрашивайте ребенка, помогите ему найти единомышленников в своем отряде или попроситься в другой отряд.
✎ Быть готовым забрать ребенка, если перечисленные действия не помогли. Неудачный опыт может обернуться настоящей психологической травмой.
Источник: Анна Моргунова / Добрые советы №08-2016
Добавить комментарий