Развиваем умение любить и... бояться – WOW Journal
Малышка обнимает маму
Loading

Развиваем умение любить и… бояться

Некоторые мамы рассматривают поведение ребенка на седьмом-восьмом месяце жизни как кризис психологического развития. Почему? Да потому что ребенок в этот период вдруг начинает очень бояться чужих людей. Он не позволяет чужакам брать себя на руки. А ведь еще две недели назад он совершенно спокойно мог пойти на руки к любому, кто ему улыбался, кто с ним ласково разговаривал!

Мамы малышей этого возраста нередко говорят: «С моим ребенком что-то не так! Его, наверное, кто-нибудь сильно напугал…»

Никто малыша не пугал, подобное поведение – показатель того, что ребенок развивается нормально.

Справедливости ради надо отметить, что бывают дети, у которых страх перед чужими людьми так и не возникает. Или их мамы этого страха не замечают. Все дети – разные, каждый по-своему уникален.

«Непугливые» дети просто родились вот с такими феноменальными способностями подстраиваться к обстоятельствам, к разным людям. Когда они вырастут, они будут психологически очень гибкими людьми. Это заложено в их генетике, это им дано от природы. Таким детям, например, достаточно, чтобы чужая тетя с ними поздоровалась, посмотрела в глаза, и она для него – уже не чужая, он спокойно идет к ней на руки.

Как можно проверить ребенка в таком случае? Мама должна зайти с ребенком на руках в незнакомую комнату, в которой сидит незнакомый человек (женщина или мужчина – неважно). Незнакомец должен подняться со стула, быстро подойти к матери, и попытаться забрать малыша. В этот момент очень четко отслеживается реакция ребенка. Если он идет к незнакомцу на руки спокойно, ему ставится жирный минус. Если он плачет и сопротивляется, ему ставится огромный плюс.

Считается, что взрослый, зрелый человек должен быть самодостаточным. Он не должен ни в ком нуждаться. Однако, отмечают психоаналитики, когда самодостаточный человек попадает в очень тяжелую для него ситуацию, его психика регрессирует в детское состояние. И из этого детского состояния он обращается к миру, к другим людям за помощью, он начинает нуждаться в поддержке извне. Принято считать, что это регресс из-за сильного стресса.

А может быть, все-таки, как раз способность привязываться к кому-то, длительно сохранять близкие, интимные отношения, не сексуальные, а эмоциональные интимные отношения, обращаться за помощью, помогать другому человеку – это как раз достижение зрелой личности. Это никакой не регресс, это – показатель здоровья и зрелости!

К сожалению, многие сегодня страдают интимофобией – боязнью близких отношений. Все больше становится людей, которые не способны жить в браке, поддерживать полноценные дружеские отношения.

Так как в ребенке закладывается способность к привязанности, как она формируется, и почему у кого-то формируется, а у кого-то – нет?

Ученые провели эксперимент с группой младенцев. В дома, где росли дети, приходил сотрудник-исследователь. Этот сотрудник очень внимательно наблюдал за тем, как мама ухаживает за ребенком, как она с ним взаимодействует, играет, воспитывает. В возрасте семи-восьми месяцев у всех детей проверили реакцию на чужака.

А в годовалом возрасте эти детки участвовали еще в одном психологическом эксперименте. Он состоял в следующем. Мама приводила ребенка в комнату, где было много игрушек. В комнате находилась некая женщина, ну, как бы ее хозяйка. Мама оставалась в помещении вместе с ребенком какое-то время, потом говорила ребенку, что ей нужно ненадолго уйти по делам, а он останется с этой тетей.

Она уходила, потом возвращалась. А исследователи смотрели, как годовалые дети ведут себя вначале, когда они только что пришли, в присутствии мамы, как они реагируют на то, что мать говорит им о своем уходе, на их поведение, когда она уходит, и на то, как они встречают маму.

Надо сказать, что дети к годовалому возрасту уже были все обследованы и разделены на пять групп здоровья. Первая группа здоровья включала в себя самых психологически здоровых малышей, пятая – самых неблагополучных. А между ними, соответственно, вторая, третья, четвертая группы.

Как себя ведут здоровые годовалые дети?

Когда они с мамой приходят в незнакомое помещение, где есть хозяйка (или хозяин), перво- наперво они стараются войти в контакт с незнакомым человеком. Обычно взрослый человек им в этом помогает. Он говорит: «Ой, кто к нам пришел? Привет, как тебя зовут? Заходи!» Ребенок
улыбается, знакомится глазами, невербально входит в контакт с новым человеком.

Дальше малыш начинает осматриваться, стоя около мамы. Оглядывается, его подбадривает мама, подбадривает тетя, говорит: «Давай, играй, у нас тут много игрушек». И он потихоньку начинает играть. Играет увлеченно, переходит от одной игрушки к другой. Но при этом он посматривает на маму, отслеживает ее присутствие. Когда мама говорит, что ей нужно уйти, а он останется с тетей, ребенок начинает громко плакать. Он возмущен, он цепляется за маму. Когда мама все-таки уходит, тетя его утешает, и малыш постепенно перестает плакать. Он снова играет.

Когда мама возвращается, ребенок радуется. Он забирается к маме на руки, обнимает ее.
Во второй группе – дети, которые на первый взгляд могут показаться даже более активными и независимыми, чем дети из первой группы. Зайдя в помещение и увидев интересные игрушки, они практически сразу начинают играть. Иногда они даже забывают про маму. Но они точно так же плачут, когда мама уходит. Они, может быть, чуть дольше успокаиваются с чужой тетей, но потом снова возвращаются к игре.

Но когда мама приходит, они сперва ей радуются, а потом могут оттолкнуть, ударить, начинают капризничать, проявлять недовольство. Такое поведение хорошо знакомо воспитателям в детских садах. Это так называемые амбивалентные чувства.

И если так смотреть от группы к группе, что мы видим? Ребенок становится все менее активным, все менее ярким в эмоциях. То есть из пятой группы здоровья ребенка могут привезти в колясочке, завезти в это помещение, оставить. Он даже не подумает играть. Посидит, пососет соску, палец или игрушку какую-нибудь. Он не сильно плачет, когда мама говорит: «Я уйду, а ты останешься». Мама приходит, он ее встречает довольно прохладно.

Тут даже человеку, не обладающему психологическими знаниями, уже понятно, какой ребенок благополучный, здоровый психически, а какой – неблагополучный.

А вот детки из пятой группы здоровья – другие дети. Они могут плакать и смеяться, когда эмоции очень сильны, но в остальное время их личики – как застывшая маска, невыразительные. Это связано с тем, что чувство тревоги у таких детей очень велико. Они со своей тревогой не справляются, поэтому не развиваются эмоционально. У них на это просто не хватает сил.

Вы уже догадались, что ни у одного ребенка из пятой группы не было реакции на чужака в семи-восьми месячном возрасте, а у всех детей из первой группы эта реакция была?

Получив эти данные, экспериментаторы проследили, какие мамы были в каждой из детских групп. И оказалось, что дети из первой группы здоровья выросли в семьях, где мамы были преданными матерями. Как правило, они не работали или работали мало. Они по многу часов проводили с ребенком, хорошо понимали его, быстро приходили на помощь, когда это требовалось. Эти женщины и сами были эмоциональны.

Все женщины, которые вырастили детей из пятой группы здоровья, находились в глубокой депрессии.

Для психики ребенка разрушительно эмоциональное состояние матери, которым является депрессия! В будущем дети, выросшие в поле материнской депрессии, не будут способны любить и привязываться к другим людям.

Но давайте вернемся к реакции на чужака. Почему она возникает именно в этом возрасте? Понятно, что к семи-восьми месяцам ребенок окончательно осознает, насколько он любит свою мамочку, насколько он ею дорожит, насколько он к ней привязан. И, встречаясь с чужим человеком, он всем своим поведением выражает любовь и привязанность: он отказывается идти к чужаку на руки, общаться с ним. Ему нужно только мама!

Потом такая реакция на чужака потихоньку проходит, картина смягчается, и к году (или чуть позже) все налаживается.

Кстати, привязавшись к матери, получив первичную способность привязываться и любить, ребенок очень быстро с этого возраста начинает любить всех остальных членов семьи.

Он привязывается к папе, бабушке, он очень привязывается к старшим братьям и сестрам, к няне, если она появляется в доме. И он будет очень страдать, если кто-то из этих людей исчезнет из его жизни, например, увольнение няни станет горем.

Теперь вы понимаете, когда можно брать няню и выходить на работу? Правильно, когда в ребенке полностью сформируется умение привязываться к людям.

Только не думайте, что вот исполнится ребенку семь-восемь месяцев, и можно будет спокойно оставлять его с няней! Для того чтобы малыш к няне привык, тоже нужен определенный адаптационный период. Кстати, имейте в виду, ребенок к няне может так привязаться, что вы с работы вернетесь, а к вам никто не бежит. Но у всего есть своя цена.

Есть женщины, которые по различным обстоятельствам подстраховываются няньками с самого
первого дня. Допустим, ребенок только родился, в дом нанимается няня. Это очень плохо для малыша. Потому что в этом случае реакции на чужака (а следовательно, и умения привязываться к окружающим людям) у ребенка ждать уже не приходится. Не приходится ее ждать и в семье, где принято передавать малыша с рук на руки, где за ребенком ухаживает много взрослых людей.

Все специалисты настаивают на том, что за маленьким ребенком должен ухаживать один человек.

Раньше были женщины, которые традиционно не растили детей, – королевы, графини, дамы высшего общества. Они вынашивали и рожали, но не кормили, не ухаживали за младенцами, и очень быстро возвращались к светской жизни. Кто растил детей в высшем обществе? Кормилица. Одна-единственная женщина, которая поселялась в доме, жила в комнате ребенка, кормила его, ухаживала за ним. Маменька знала, к чему это приведет: не ее станут за шею обнимать эти ручонки, не к ней будет прижиматься этот ребенок, когда ему плохо, не у нее находить утешение. Она понимала это, принимала и терпеливо ждала, когда кормилица научит ребенка любить. Тогда он перенесет любовь и на родную мать, на биологическую.

Но в нашем обществе женщины к этому не готовы! Когда они видят, что ребенок привязался к няне, они начинают дико ревновать, увольняют няню и нанимают другую. Если, не дай бог, и к этой привязался, то и эту увольняем! И следующую! Все это, конечно, очень тяжело для ребенка. Помните об этом!

Источник: Свиридова Л. / Добро пожаловать, малыш! Заботы и радости первого года жизни.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд

Добавить комментарий