Ребенка измеряют

Внимание: ребенок растет!

В первый год жизни ребенок проходит путь колоссального развития: он контактирует с окружающим миром благодаря зрению, слуху, активному хватанию и эмоциональному ответу на человеческое окружение, он учится сидеть, стоять, ходить, от кормления грудью или из бутылочки переходит за семейный стол, приобретает навыки речи. Здоровый организм преодолевает этот путь без особых затруднений.

На первом месяце жизни врач и медсестра осуществляют наблюдение за ребенком на дому. В дальнейшем необходимо ежемесячно посещать с ребенком поликлинику в специальные диспансерные дни, чтобы не сталкиваться там с больными детьми. При этих посещениях врач обращает внимание на то, как ребенок рас тет и прибавляет в весе, и контролирует его психомоторное развитие.

Психическое развитие врач определяет, проверяя способность ребенка фиксировать взгляд на предмете, сосредоточить на нем внимание, хватать обеими руками, узнавать знакомых и близких людей, известные предметы, позже обращает внимание на развитие речевых навыков, характер игр.

Двигательное (моторное) развитие оценивается по симметричности движений рук, ног и положения головы, способности опираться в положении на животе, переворачиваться, сидеть, ползать, стоять. Оценка этих данных позволяет исключить риск развития детского церебрального паралича.

Группу риска по этому серьезному заболеванию составляют:

  • недоношенные дети с массой тела менее 2000 г;
  • новорожденные, у которых оценка по шкале Апгар после рождения была ниже 4 баллов;
  • дети, перенесшие асфиксию в родах;
  • новорожденные с кровоизлияниями в мозг и судорогами;
  • дети после повторного обменного переливания крови;
  • дети, родившиеся в тазовом предлежании, с применением щипцов или вакуум-экстракции;
  • переношенные дети и родившиеся с массой более 4000 г.

При осмотре ребенка врач обращает внимание на следующие главные показатели развития ребенка:

  • контролирует состояние зрения, исследуя способность фиксировать взгляд, положение и движения глаз, рефлексы на свет и угрозу;
  • исследует слух, используя ориентировочные тесты: реакцию поворота на звук (поведение при зове), реакцию и поведение в зависимости от содержания разговора;
  • исключает вывих и дисплазию тазобедренных суставов (это необходимо прежде всего у детей с отягощенной наследственностью и у родившихся в тазовом предлежании);
  • у мальчиков определяет местоположение яичек, при выявлении крипторхизма ставит ребенка на диспансерный учет;
  • контролирует прием витамина D и наличие признаков рахита;
  • определяет появление речевых навыков.

В грудном возрасте из соматических заболеваний чаще всего возникают такие заболевания, как инфекции дыхательных путей, пневмонии, средний отит, молочница, диспепсия, коклюш, внезапная экзантема (острая инфекционная болезнь с температурой и кожными высыпаниями) и пиодермия (гнойничковое поражение кожи).

В становлении психических функций в первый год жизни главное — это формирование чувства доверия. Препятствия, которые встречаются на этом пути, например лишение материнской любви, почти всегда приводят к болезненным формам отклонения развития (тревожное состояние, вплоть до отставания в развитии).

Оставить комментарий