Как справиться с проблемами первоклассников

Как справиться с проблемами первоклассников?

При подготовке ребенка к школе важно не только купить портфель и тетрадки, выбрать школу и классного руководителя, но и изучить те психологические изменения, которые случатся в семье в связи с этим замечательным событием. Нужно понимать, как непросто ребенку перестроиться с привычного уклада жизни на новый, школьный ритм. Мы надеемся, что эта информация будет очень полезна родителям первоклассников.

Возраст поступления в школу не зря одинаков практически во всех странах. В 6-7 лет у ребенка случается очередной переход от сензитивной стадии развития социального интеллекта к стадии развития предметного интеллекта. И длится эта стадия вплоть до подросткового возраста, когда отношения со сверстниками вновь выходят на первый план, затмевая учебу и интерес к предметным хобби.

Социальный интеллект отвечает за умение общаться, строить отношения, учитывать социальные нормы и иерархию, удачно адаптироваться в конкретных группах и социуме в целом. Предметный интеллект нацелен на мир вещей — дети, развивая его, учатся познавать природу, быт, механизмы и другие миры неживых предметов.

Первый звонок

Получается, что сама природа и социальное устройство идут в ногу друг с другом, что, по идее, должно облегчать жизнь родителям. Однако в нашем мире не все так гладко, так что стоит заранее знать о наиболее распространенных проблемах первоклассников и путях их решения.

Колокольчик книги осенние листья яблоко

Познавательная мотивация

Одно из самых важных дел в первые месяцы учебы — не подавить мотивацию ребенка к познанию. Увы, многие школьные заведения страны не в состоянии обеспечить ребенка достаточным стимулом к учебе. Учителя могут быть раздражительными, невнимательными. Порой они несправедливо наказывают ребенка или не дают ему проявлять инициативу.

Родители тоже могут внести свою лепту в «отключение» познавательной мотивации. Например, если они критикуют ребенка, называют его лодырем или бездарем. Важно поддерживать естественное стремление ребенка к познанию, заново осваивая курс школьной программы вместе с ним. У первоклассника всегда много вопросов, на которые надо не лениться отвечать. Если же вы видите, что к какой-то из наук ребенок питает особый интерес, обеспечьте его учебными фильмами, энциклопедиями или развивающими играми по этой теме.

Эмоциональные проблемы первоклассников

Одна из самых неприятных эмоциональных проблем — гиперактивность ребенка. Она выражается в неумении высидеть урок до конца, в чрезмерной активности, в отсутствии сосредоточения внимания. Гиперактивность неприятна тем, что неопытные школьные психологи на ее основе могут сформулировать диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) и ребенок либо не попадет в «продвинутый» класс в будущем, либо вообще будет отправлен в специализированные учреждения для слабоумных.

Прежде, чем пугаться и пить валерьянку, вам стоит изучить эту проблему досконально. Настоящая гиперактивность встречается лишь у 1 % девочек и 5-8 % мальчиков. Кроме того, детские психологи установили, что около 50 % случаев гиперактивности — это реакция ребенка на неблагоприятную обстановку в школе. Будьте особенно внимательны к этой проблеме, и в случае ее появления постарайтесь всеми силами избежать специализированных школ, ведь если первоклассник попадет туда по недоразумению, это может испортить всю его судьбу.

Отрыв от семьи

Ребенок, отправляющийся в школу, теряет ту крепкую связь с семьей, которая была до этого. И родителям, и самому первокласснику бывает сложно принять это изменение. Включение в более широкие группы социального общения диктует свои правила и нормы поведения, которые могут не совпадать с семейными. Это может породить конфликты или непонимание между родителем и ребенком.

Поддерживайте своего первоклассника, помогайте ему
Советы родителям первоклассников

Чтобы в этой сфере не было проблем, родителям надо активно общаться с первоклассником, поясняя ему непонятные ему новые социальные нормы и способы взаимодействия. В то же время, не стоит перебарщивать с опекой. Уже с первого класса надо уметь отпускать ребенка в свободное плавание и принимать его мотивацию общаться не только в кругу родных, но и в кругу новых друзей и приятелей.

Родители обязательно должны следить за распределением нагрузки на ребенка, неокрепшая психика может не выдержать школьного марафона. Необходимо установить режим дня, в котором обязательно будет отведено время для прогулок и игр, а, если понадобится, то и для дневного сна. Стоит подумать о пребывании первоклассника в группе продленного дня, если дома некому следить за питанием, отдыхом и выполнением домашних заданий.

Поддерживайте своего первоклассника во всех начинаниях. Если ваш первоклашка испытывает сильное влечение к спорту, а вы считаете, что это не для него, то не стойте у него на пути. Пусть попробует. Если он сам поймет, что у него не получается, то всегда сможет прекратить занятия. Но в тоже время не стоит записывать его во всевозможные кружки и факультативы, у него должно оставаться время и на просмотр мультфильмов, и на общение со сверстниками вне школы, и на сборку новой модели из конструктора.

Заранее начинайте говорить с будущим первоклассником о школе. Не нужно приукрашивать реальность, восторженно отзываясь о школе. Ребенок со временем поймет, что в школе все не так просто и замечательно, что вы утаили от него правду. Расскажите ему доступным языком, для чего нужно ходить в школу, чем там дети занимаются. Акцент делайте на положительной стороне обучения в школе. Некоторые психологи советуют рассказать, не вдаваясь в подробности о том, что иногда возникают проблемы и с учителями, и с одноклассниками. Но после этого обязательно скажите, что вы будете его поддерживать, а, если возникнут трудности, то вместе вы обязательно справитесь с ними.

Источник: Все для дома для семьи №14-2010

Оставить комментарий