Первый год малыша: три месяца на доверие – WOW Journal
Мама с малышом на руках
Loading

Первый год малыша: три месяца на доверие

В первые три месяца после рождения малыш проходит адаптацию, и на четвертый месяц наступает новый этап в развитии ребенка. Психологические потребности малыша становятся немного другими.

Ребенок в этом возрасте начинает очень сильно нуждаться в маминых эмоциях. И если в первые три месяца вы можете пребывать в послеродовой депрессии, то отныне позволить себе этого не можете. До трех месяцев ребенку было, в принципе, все равно, в каком состоянии вы за ним ухаживаете. Ему нужно было только, чтобы вы его кормили, подмывали, следили за его кожей, в общем, помогали ему не чувствовать физиологический дискомфорт.

Теперь ему необходима мама эмоциональная, ему важны чувства, с которыми вы за ним ухаживаете, ваше настроение.

Что такое эмоциональная мама? Почему-то когда люди называют женщину эмоциональной, они подразумевают, что она истерична, экзальтированна, эмоционально напряжена. На самом же деле эмоциональный человек – это тот человек, которому знакомо очень много разных эмоций: и злость, и грусть, и равнодушие, и радость. Он их, во-первых, испытывает, а во-вторых, он умеет их проявлять. Не обязательно экзальтированно, но – ярко. И вот в таких ярких проявлениях различных эмоций со стороны мамы очень сильно начинает нуждаться младенец на четвертом месяце жизни.

Почему это вдруг становится для него необходимым? Потому что именно в этом возрасте (с четырех до шести месяцев) у ребенка формируется очень интересный механизм безопасности, который работает только во втором полугодии жизни и гарантирует ребенку безопасность только в этом возрасте.

Формируется так называемое доверие зеркалу. Во втором полугодии жизни ребенок начинает очень много перемещаться по дому. Он учится ползать сначала по-пластунски, потом на четвереньках. Ребенок начинает активно познавать мир. Подползает ко всяким шкафам, все оттуда достает. И для того, чтобы ему знать, что опасно, а что безопасно, он должен опираться на чье-то мнение. Кто-то должен все время давать ему подсказки. Этот «кто-то» – конечно же, его мама. Она – его опора. Но малыш может «опереться» на мать только в том случае, если у него сформировано это доверие – так называемое доверие зеркалу. Как оно формируется?

Представьте: лежит четырехмесячный ребенок. Он сыт, он выспался, он доволен. Лежит, улыбается и смотрит на какие-нибудь игрушки. Около него стоит мама. И как вы думаете, что будет делать мама? Мама будет говорить: «Да, мое солнышко, как хорошо!» По сути, она будет его зеркалить. Ему хорошо, и ей тоже хорошо. Она с ним разговаривает, ее эмоции отражают эмоции ребенка, она испытывает столько же радости и удовольствия, сколько их испытывает ребенок.

А вот этот же четырехмесячный ребенок лежит на животе на полу…

Кстати, имейте в виду: всех детей, начиная с трех месяцев, нужно снимать с диванов и укладывать на пол, потому что они начинают активно крутиться и с дивана легко могут упасть. Делайте для малыша специальные игровые уголки, пространства, и пусть себе лежит на полу, с которого падать некуда.

Итак, лежит малыш на полу, настроение у него – прекрасное. Он выспался, сыт, он играет, ему все интересно. А знаете, почему дети начинают переворачиваться со спины на живот? Потому что на животе больше обзор. Представьте: я лежу на спине, смотрю только в потолок. Неинтересно. Максимум, я нашел свои руки. Интересно, но ненадолго. Я их изучил, научился засовывать в рот, а не тыкать в глаз. Надо как-то дальше развиваться! Тут вдруг что-то увидел и перевернулся на живот, чтобы разглядеть получше это «что-то!» Ура, все стало отлично видно!

Кстати, именно из положения лежа на животе можно встать потом на четвереньки, для того чтобы поползти. Да и на животе можно немного поползать. А значит, появляется возможность перемещаться по комнате. И однажды обязательно удастся доползти до очень интересного шкафчика, который можно открыть. Или до телевизионного пульта, или до телефона. Мало ли удивительных и забавных вещей вокруг?

Так вот, ребенок лежит, опирается на ручки, старается их вытянуть. Они еще слабенькие, он не соизмерил свои силенки и – бух! – ударился об пол. Ревет. Что мама делает, когда ребенок плачет на полу? Берет на руки и говорит: «Да ты мой хороший, ударился! Больно моему маленькому!» То есть она опять его зеркалит. Уже другое выражение на лице, другой голос, другая интонация, мама сочувствует, жалеет.

Возьмем другого четырехмесячного ребенка. Он лежит довольный, сытый, радостный. Стоит рядом с ним мама, у которой, предположим, муж ушел к другой. Или еще что-то очень плохое случилось. Она стоит рядом с ним и плачет Или не плачет, но пребывает в глубокой послеродовой депрессии. А депрессия – это невозможность выражать эмоции. В депрессии вообще на эмоции нет сил, ни на хорошие, ни на плохие. Пустота. Окаменелость внутренняя. Очень многие люди, находясь в депрессии, говорят: «Я существую, я не живу. Я что-то делаю по привычке, но я ничего не чувствую».

И вот мама стоит, малыш улыбается. А она в ответ не улыбается. Он упал, ушибся, а она ему не сочувствует. Нет, мама, конечно, к нему подходит, берет его на руки, но она не включается в его переживания, просто его на руках держит молча.

В первом случае ребенок десятки, сотни раз видел, как мама разделяет его эмоции. И он понял, что у нее – те же эмоции, что и у него. Значит, маму можно использовать как зеркало. А со вторым младенцем мама эмоции не разделяла, и он понял, что на нее в эмоциональном плане рассчитывать не приходится. Такую маму в качестве зеркала использовать нельзя.
А зачем вообще нужно использовать маму как зеркало?

Представьте себе: теплый летний день. Вы поехали на пикник. Ребенок ползает по лужайке. Нашел шишку, тянется к ней рукой, берет и… Что, вы думаете, он делает? Многие отвечают: «Тянет в рот!» Нет, семимесячный малыш сначала посмотрит на маму. Она улыбается и говорит ему: «Шишка!» По тому, как она эта сказала, он понял, что это безопасно, положил шишку в рот. Потом бросил шишку, пополз дальше. Находит окурок. Опять смотрит на маму. А мама говорит: «Фу, кака, брось!» И семимесячный ребенок бросает окурок, не берет его в рот.

Когда малыш подрастет и снова найдет окурок, он, несмотря на ваше предупреждение, что это «кака», обязательно засунет его в рот. Ему же интересно посмотреть на вашу реакцию! Но это будет чуть позже. А второе полугодие прикрыто таким вот механизмом безопасности. Но лишь для тех детей, которые сформировали доверие «зеркалу».

Ну, а детям, которые доверия не сформировали, все время натыкались на стену или пустоту, не на что опереться, и они от этого испытывают очень высокую тревогу. Они должны обеспечивать сами свою безопасность, но в их возрасте они этого сделать не могут. Поэтому они, скорее всего, просто не поползут по газону. Те, кто не понимает психологической основы их поведения, считают таких малышей очень спокойными и благополучными. Таких детей можно посадить в манеж, положить рядом игрушки, и они будут спокойно сидеть и играть. Их пугает то, что находится за пределами манежа, им комфортнее оставаться внутри. Для взрослых это удобно. Вот только скорость развития таких детей будет намного ниже, чем тех, которые активно изучают мир.

Поэтому, обязательно, если депрессия есть, надо ее лечить, такое состояние мамы может сказаться на ребенке не очень хорошо.

Кстати, детским доверием «зеркалу» можно иногда пользоваться. Правда, не так часто, как хотелось бы мамам, но можно. Например, представьте себе такую ситуацию.

Шесть часов утра. Вам очень хочется еще поспать, а ребенок проснулся. И вот, вы сквозь сон почувствовали, что он уже не спит, причмокивает, глазками хлопает. Вы его не видите, но слышите это чутким материнским ухом. Теперь самое главное – не открывать глаза! Надо сделать вид, что вы спите. И если ребенок вам доверяет, он через две-три минуты снова успокоится и заснет. Но если вы открыли глаза, все пропало. Придется просыпаться. Он же вам верит! Он точно знает: если вы открыли глаза, заулыбались, значит вставай, страна, утро пришло!..

Ученые провели один эксперимент, который наглядно доказывает, насколько важны ребенку материнские эмоции. Исследователи предлагали мамам пятимесячных детей подойти к просыпающемуся в кроватке ребенку с каменным лицом. Малыш открывает глазки и видит маму. Он начинает на нее смотреть, причмокивать, улыбаться, а она стоит как изваяние. И тут детки выдают одну из двух реакций. Есть дети, которые снова засыпают – мама же не подала знака, что пришло утро. А есть дети, которые начинают очень громко кричать, призывая мать включиться в жизнь.

Мама капризного, непослушного ребенка, как правило, очень депрессивная, у нее мало эмоций. И малыш капризничает или не слушается просто для того, чтобы вызвать у мамочки хоть какие-то чувства. Ведь в противном случае ему страшно жить. Если мама на тебя никак не реагирует, это – сродни небытию. И маленькому становится очень важно любым способом вырвать мать из этого бесчувствия.

Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби отмечает, что для младенца мамина депрессия все равно, что ее смерть.

Так вот, дорогие мамы (и будущие мамы), будьте жизнерадостными! Ну, пусть не всегда жизнерадостными, но всегда – эмоциональными. Можно злиться, можно расстраиваться, можно горевать, можно испытывать очень много различных эмоций, но их нужно испытывать обязательно! Это надо вам, чтобы жить полноценной жизнью. И в этом – в вашей эмоциональности – очень нуждаются ваши дети!

Источник: Свиридова Л. / Добро пожаловать, малыш! Заботы и радости первого года жизни.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд

Добавить комментарий